Вопрос: На счетах ЗАО в банке после августовского кризиса 1998 г. оставались денежные
средства в долларах США. В ноябре - декабре 1998 г. налоговая инспекция выставила в банк
инкассовые поручения по неоплаченным налогам ЗАО, и денежные средства были списаны со
счетов ЗАО, но не поступили в уплату налогов, а остались на корреспондентских счетах
банка.
В октябре 1999 г. банк был ликвидирован. В связи с тем что у ЗАО после списания
средств на основании инкассовых поручений на расчетных счетах не оставалось денег, ЗАО не
обращалось в суд с иском к банку.
Налоговая инспекция в ноябре 2001 г. в бесспорном порядке списала денежные суммы на
основании инкассовых поручений с расчетных счетов ЗАО, ранее уже списанные со счетов ЗАО
в ликвидированном банке. ЗАО обратилось в арбитражный суд, но исковое требование ЗАО не
удовлетворили.
Решение суда вступило в силу 10.05.2002, следовательно, у ЗАО возникла неистребованная
задолженность ликвидированного банка в сумме инкассовых поручений. Вправе ли ЗАО в связи
с ликвидацией банка отнести вышеуказанную задолженность на внереализационные расходы,
уменьшающие налогооблагаемую прибыль в 2002 г.? Каков порядок списания дебиторской
задолженности, нереальной ко взысканию, образовавшейся в связи с ликвидацией банка?
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 29 апреля 2005 г. N 03-03-01-04/1/205 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу
списания на убытки дебиторской задолженности, нереальной ко взысканию, образовавшейся в
связи с ликвидацией банка, и сообщает следующее.
Из письма не ясны многие вопросы, поэтому дать конкретный ответ не представляется
возможным.
Так, не ясно, почему инкассовые поручения, выставленные налоговым органом в ноябре -
декабре 1998 г., при процедуре ликвидации банка остались неисполненными.
Если при ликвидации банка ликвидационной комиссией инкассовые поручения остались без
исполнения (не хватило денежных средств и другого имущества банка на списание с
корреспондентского счета банка сумм инкассовых поручений), то на основании судебного
решения о ликвидации банка и вынесения определения о том, что все требования кредиторов
остались без исполнения, у организации появилось право считать дебиторскую задолженность
нереальной ко взысканию и отнести на убытки как долги, нереальные ко взысканию, в составе
внереализационных расходов.
Процедура ликвидации банка произошла до вступления в силу гл. 25 "Налог на прибыль
организаций" Налогового кодекса Российской Федерации.
До 1 января 2002 г. расходы организаций от реализации продукции (работ, услуг) и
внереализационные расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, учитывались в
соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ,
услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования
финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N 552.
Пунктом 15 указанного Положения в состав внереализационных расходов подлежали
включению убытки от списания дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности
истек, и других долгов, нереальных для взыскания.
Учитывая это, организация должна была отразить списание долга, нереального для
взыскания, в Расчете (налоговой декларации) налога от фактической прибыли в том году, в
котором судебным органом вынесено решение о ликвидации банка.
Порядок списания дебиторской задолженности установлен п. 77 Положения по ведению
бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного
Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н. Согласно указанному пункту дебиторская
задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для
взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной
инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации
и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые
результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы
этих долгов не резервировались в порядке, предусмотренном п. 70 указанного Положения.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И.ИВАНЕЕВ 29.04.2005
|