Вопрос: Организации принадлежит часть нежилых помещений в многоквартирном доме на праве
собственности (имеется свидетельство о праве собственности на помещения). При этом
земельный участок, занятый нежилыми помещениями, не принадлежит организации ни на праве
собственности, ни на праве постоянного (бессрочного) пользования. Признается ли
организация плательщиком земельного налога в отношении данного земельного участка? Если
да, то каким образом определить налоговую базу по земельному налогу, учитывая, что доля
организации в общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме не
определена?
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 4 октября 2006 г. N 03-06-02-04/142 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу
уплаты земельного налога и сообщает следующее.
С 1 января 2006 г. на всей территории Российской Федерации вступила в силу гл. 31
"Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), согласно
которой земельный налог устанавливается в качестве местного налога, вводится в действие и
прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами
представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории
этих муниципальных образований.
В соответствии со ст. 388 Кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются, в
частности, организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве
постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. При
этом налогоплательщиками не признаются организации в отношении земельных участков,
находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по
договору аренды.
На основании п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право
собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их
возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином
государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на
недвижимость и сделок с ней.
Таким образом, основанием для взимания земельного налога является правоустанавливающий
документ на земельный участок.
Как следует из письма, часть нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежит
организации на праве собственности. В связи с этим необходимо учитывать положения
жилищного законодательства Российской Федерации. Так, согласно ст. 16 Федерального закона
от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"
земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав
такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие
Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный
кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников
помещений в многоквартирном доме.
В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные
входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в
действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания
собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием
лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления
с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного
кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные
входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую
долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в
многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в
многоквартирном доме, включающее земельный участок, на котором расположен данный дом, с
элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания,
эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на земельном участке.
На основании п. 1 ст. 392 Кодекса налоговая база в отношении земельных участков,
находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков,
являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей
долевой собственности.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме
собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного
помещения.
В соответствии с п. 2 ст. 23 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная
регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на
жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной
регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее
имущество.
Таким образом, с момента формирования земельного участка, на котором расположен жилой
дом, в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной
деятельности, а также присвоения кадастрового номера указанному земельному участку
организация является плательщиком земельного налога в отношении соответствующей доли
земельного участка. При этом основанием для уплаты земельного налога является
свидетельство о праве собственности на подвальное помещение.
Одновременно сообщаем, что если информация о доле налогоплательщика в праве общей
долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме отсутствует у организации,
информацию для исчисления земельного налога (авансовых платежей по налогу) о размере
общего имущества в многоквартирном доме и доли организации-собственника в этом имуществе
следует запросить в органах БТИ и (или) организации, осуществляющей управление
многоквартирным домом в соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И.ИВАНЕЕВ 04.10.2006
|