Вопрос: Физическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит
земельный участок, который относится к территории памятника федерального значения (объект
археологического наследия). Является ли данный участок в соответствии со ст. 27 ЗК РФ
ограниченным в обороте и, следовательно, на основании ст. 389 НК РФ не подлежащим
обложению земельным налогом?
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 25 августа 2006 г. N 03-06-02-05/33 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу
уплаты земельного налога и сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Налоговый кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и
физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве
постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
При этом п. 2 ст. 389 Налогового кодекса определены земельные участки, которые не
признаются объектом налогообложения земельным налогом.
К таким земельным участкам, в частности, отнесены земельные участки, ограниченные в
обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо
ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами,
включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами
археологического наследия.
На основании пп. 4 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее -
Земельный кодекс) ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или
муниципальной собственности земельные участки, занятые особо ценными объектами
культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список
всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического
наследия.
В этой связи следует отметить, что ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный
закон N 137-ФЗ) определен перечень земельных участков, отнесенных к государственной и
муниципальной собственности.
Отнесение земельных участков к государственной собственности или муниципальной
собственности предусматривает наличие на этих земельных участках зданий, строений,
сооружений, находящихся соответственно в федеральной собственности, собственности
субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, предоставление земельных
участков соответственно органам государственной власти или органам местного
самоуправления, казенным предприятиям, государственным или муниципальным унитарным
предприятиям и некоммерческим организациям, созданным этими органами, а также в иных
случаях, предусмотренных федеральным законодательством и принятыми в соответствии с ним
законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 20 Земельного кодекса граждане, обладающие земельными участками на праве
постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность.
При этом предоставление в собственность гражданам земельных участков, ранее
предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, сроком не ограничивается (п. 3
ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ).
Таким образом, полагаем, что указанные в письме земельные участки, предоставленные
гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, не могут рассматриваться как
ограниченные в обороте в соответствии с земельным законодательством и, следовательно,
должны подлежать налогообложению земельным налогом.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И.ИВАНЕЕВ 25.08.2006
|