Вопрос: Об уплате налога на имущество организаций и земельного налога Федеральной службой
Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, ее территориальными органами и
подведомственными ей бюджетными организациями.
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 15 августа 2006 г. N 03-06-02-02/111 Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело обращение по вопросу уплаты
налога на имущество организаций и земельного налога ФСКН России, ее территориальными
органами и бюджетными организациями, подведомственными ФСКН России, и сообщает следующее.
1. На основании п. 1 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)
объектом налогообложения налогом на имущество организаций для российских организаций
признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное
владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную
деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии
с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
При этом имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного
управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно
предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для
нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в
Российской Федерации, не признается объектом налогообложения налогом на имущество
организаций (пп. 2 п. 4 ст. 374 Кодекса).
Согласно ст. 12 Закона Российской Федерации от 05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности"
(далее - Закон "О безопасности") к силам обеспечения безопасности отнесены органы охраны
здоровья населения.
В соответствии с Положением о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за
оборотом наркотиков (далее - Положение), утвержденным Указом Президента Российской
Федерации от 28.07.2004 N 976, ФСКН России является федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-
правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств,
психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному
обороту. ФСКН России специально уполномочена на решение задач в сфере оборота
наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области
противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан.
Кроме того, отмечаем, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N
53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане, проходящие службу в органах по
контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового
и начальственного состава, подлежат постановке на воинский учет, порядок и особенности
которого определяются Правительством Российской Федерации.
В этой связи полагаем, что ФСКН России следует рассматривать как федеральный орган
исполнительной власти, в котором предусмотрено прохождение службы, приравненной к военной.
Пунктом 5 Положения установлено, что ФСКН России осуществляет свою деятельность
непосредственно и (или) через входящие в ее систему региональные управления ФСКН России,
управления (отделы) ФСКН России по субъектам Российской Федерации (далее -
территориальные органы), иные организации и подразделения, созданные в установленном
законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач, возложенных на ФСКН
России.
Учитывая изложенное, считаем, что имущество, принадлежащее ФСКН России и ее
территориальным органам, используемое ими в целях обеспечения безопасности, не должно
признаваться объектом налогообложения налогом на имущество организаций.
В отношении иных организаций (в том числе бюджетных учреждений), подведомственных ФСКН
России, отмечаем, что данные учреждения не относятся к органам исполнительной власти, в
которых в соответствии с Федеральным законом от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе
государственной службы Российской Федерации" предусматривается прохождение
государственной службы.
Одновременно обращаем внимание, что положение п. 7 ст. 381 Налогового кодекса
Российской Федерации, согласно которому от налогообложения налогом на имущество
организаций освобождаются организации в отношении объектов социально-культурной сферы,
используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта,
здравоохранения и социального обеспечения, утратило силу с 1 января 2006 г.
Таким образом, имущество, принадлежащее бюджетным учреждениям, подведомственным ФСКН
России, признается объектом налогообложения налогом на имущество организаций.
Вышеизложенными разъяснениями также следует руководствоваться и при применении пп. 6 п.
2 ст. 358 гл. 28 "Транспортный налог" Кодекса.
2. В соответствии с п. 1 ст. 389 Кодекса объектом налогообложения земельным налогом
признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования
(городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен
налог.
При этом п. 2 указанной статьи Кодекса определены земельные участки, которые не
признаются объектом налогообложения земельным налогом. К таким земельным участкам, в
частности, отнесены земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с
законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны,
безопасности и таможенных нужд.
На основании пп. 5 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются
в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки,
предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности,
таможенных нужд.
Принимая во внимание задачи, на решение которых уполномочена ФСКН России в
соответствии с Положением о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за
оборотом наркотиков, и положение ст. 12 Закона "О безопасности", согласно которой к силам
обеспечения безопасности относятся органы охраны здоровья населения, считаем, что
земельные участки, ограниченные в обороте, предоставленные ФСКН России и ее
территориальным органам для обеспечения безопасности, не являются объектом
налогообложения земельным налогом.
В отношении иных организаций (в том числе бюджетных учреждений), подведомственных ФСКН
России и не относящихся к органам, являющимся силами обеспечения безопасности в
соответствии со ст. 12 Закона "О безопасности", считаем, что предоставленные им земельные
участки не могут рассматриваться как ограниченные в обороте, предоставленные для
безопасности, и поэтому подлежат налогообложению земельным налогом.
Заместитель Министра финансов Российской Федерации С.Д.ШАТАЛОВ 15.08.2006
|