Вопрос: В состав филиала ОАО, помимо подразделений, деятельность которых связана с
перевозочным процессом, входят также подразделения социальной сферы. Это театрально-
концертные залы, дворцы и дома культуры (в том числе расположенные на нескольких
земельных участках: непосредственно под дворцом культуры, танцплощадкой и помещением
личной гигиены), пансионаты с лечением, санатории-профилактории.
Кроме того, у некоторых подразделений на балансе имеются летние театры, центры
культуры, детские оздоровительные лагеря, физкультурно-спортивные комплексы, стадионы (в
том числе здания и сооружения), используемые по назначению.
Согласно п. п. 4 и 10 ст. 12 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" от
уплаты земельного налога освобождаются учреждения здравоохранения, культуры, физической
культуры и спорта, спортивно-оздоровительной направленности, детские оздоровительные
учреждения и т.п.
Понятие "учреждение" дано в части первой Гражданского кодекса РФ, введенной в действие
с 01.01.1995. Таким образом, на момент установления данной льготы Законом РФ от 11.10.
1991 N 1738-1 понятие "учреждение" не было определено.
Кроме того, в Законе прямо не указано на то, что данной льготой вправе пользоваться
только организации, обладающие статусом юридического лица, поэтому, по нашему мнению, в
данном случае нет оснований для применения понятия "учреждение", данного в ст. 120 ГК РФ.
На основании вышеизложенного вправе ли филиал ОАО и его подразделения социальной
направленности, а также подразделения, имеющие на балансе летние театры, центры культуры,
детские оздоровительные лагеря, физкультурно-спортивные комплексы, стадионы, используемые
по назначению, воспользоваться освобождением от уплаты земельного налога согласно п. п. 4
и 10 ст. 12 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" за земельные участки,
находящиеся в пользовании этих структурных подразделений?
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 23 декабря 2005 г. N 03-06-02-04/110 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу
освобождения от уплаты земельного налога и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в
Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются
земельный налог и арендная плата.
С 1 января 2005 г. вступила в силу гл. 31 "Земельный налог" Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс), согласно которой земельный налог устанавливается в
качестве местного налога, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с
Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных
образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и
обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований (субъектов Российской
Федерации).
Указанной главой Кодекса определен перечень категорий налогоплательщиков,
освобождаемых от уплаты земельного налога. При этом льгот для учреждений здравоохранения,
культуры, искусства и иных аналогичных учреждений не предусмотрено.
Вместе с тем нормы гл. 31 Кодекса не исключают возможности предоставления
дополнительных налоговых льгот. Так, п. 2 ст. 387 Кодекса предусмотрено, что при
установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов
муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-
Петербурга) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения,
включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий
налогоплательщиков.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении
изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие
законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных
законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" при
принятии представительными органами муниципальных образований (законодательными
(представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы
и Санкт-Петербурга) нормативных правовых актов (законов) о введении на соответствующих
территориях с 1 января 2005 г. земельного налога в соответствии с гл. 31 Кодекса Закон "О
плате за землю", за исключением ст. 25, не применяется.
Таким образом, на тех территориях, где с 1 января 2005 г. не введен земельный налог в
соответствии с гл. 31 Кодекса, исчисление и уплата земельного налога осуществляются на
основании Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее -
Закон "О плате за землю").
Согласно ст. 1 Закона "О плате за землю" налогоплательщиками земельного налога
признаются собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов.
Статьей 12 Закона "О плате за землю" установлены категории налогоплательщиков,
освобождаемые от уплаты земельного налога. Так, на основании п. п. 4 и 10 ст. 12 Закона
"О плате за землю" от уплаты земельного налога освобождаются, в частности, учреждения
здравоохранения, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет
средств профсоюзов, детские оздоровительные учреждения, а также учреждения культуры,
физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности и
спортивные сооружения независимо от источников финансирования.
Основанием для применения вышеуказанных льгот является использование земельного
участка в определенных целях. Таким образом, льготы, предусмотренные п. п. 4 и 10 ст. 12
Закона "О плате за землю", предоставляются в целях стимулирования развития учреждений
здравоохранения, культуры, искусства и иных аналогичных учреждений вне зависимости от их
организационно-правовых форм.
Учитывая изложенное, организации, на балансе которых находятся действующие объекты
санаторно-курортного или оздоровительного профиля, а также объекты культуры, физической
культуры и спорта, являющиеся структурными подразделениями данных организаций, не
имеющими статуса юридического лица, вправе воспользоваться льготой по земельному налогу.
Данная позиция отражена, в частности, в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации от 20.04.2004 N 14771/03 и ряде Постановлений федеральных
арбитражных судов (например, в Постановлении ФАС Московского округа от 22.09.2005 N КА-
А40/8929-05, ФАС Волго-Вятского округа от 23.06.2003 N А29-496/03А).
Одновременно сообщаем, что согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-
ФЗ с 1 января 2006 г. Закон "О плате за землю" признается утратившим силу и взимание
земельного налога будет осуществляться на всей территории Российской Федерации на
основании гл. 31 "Земельный налог" Кодекса.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И.ИВАНЕЕВ 23.12.2005
|