Главная arrow Вопросы и ответы arrow Учет земли и землепользова arrow Вопрос: В состав филиала ОАО, помимо подразделений, деятельность которых связана с перевозочным процессом, входят также подразделения с

Главное меню
Главная
Типовые бланки
Кодексы РФ
Вопросы и ответы
Права потребителей
Право собственности
Гражданство
Наследство
Законодательство о труде
Законодательство о жилье
Карта сайта
Юриспруденция


Воспользуйся поиском
Поиск
Кто на сайте?
Сейчас в библиотеке:
Посетителей - 13

Вопрос: В состав филиала ОАО, помимо подразделений, деятельность которых связана с перевозочным процессом, входят также подразделения с

Версия для печати Отправить на e-mail
15.04.2007 г.
Вопрос: В состав филиала ОАО, помимо подразделений, деятельность которых связана с 
перевозочным процессом, входят также подразделения социальной сферы. Это театрально-
концертные залы, дворцы и дома культуры (в том числе расположенные на нескольких 
земельных участках: непосредственно под дворцом культуры, танцплощадкой и помещением 
личной гигиены), пансионаты с лечением, санатории-профилактории.
   Кроме того, у некоторых подразделений на балансе имеются летние театры, центры 
культуры, детские оздоровительные лагеря, физкультурно-спортивные комплексы, стадионы (в 
том числе здания и сооружения), используемые по назначению.
   Согласно п. п. 4 и 10 ст. 12 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" от 
уплаты земельного налога освобождаются учреждения здравоохранения, культуры, физической 
культуры и спорта, спортивно-оздоровительной направленности, детские оздоровительные 
учреждения и т.п.
   Понятие "учреждение" дано в части первой Гражданского кодекса РФ, введенной в действие 
с 01.01.1995. Таким образом, на момент установления данной льготы Законом РФ от 11.10.
1991 N 1738-1 понятие "учреждение" не было определено.
   Кроме того, в Законе прямо не указано на то, что данной льготой вправе пользоваться 
только организации, обладающие статусом юридического лица, поэтому, по нашему мнению, в 
данном случае нет оснований для применения понятия "учреждение", данного в ст. 120 ГК РФ.

   На основании вышеизложенного вправе ли филиал ОАО и его подразделения социальной 
направленности, а также подразделения, имеющие на балансе летние театры, центры культуры, 
детские оздоровительные лагеря, физкультурно-спортивные комплексы, стадионы, используемые 
по назначению, воспользоваться освобождением от уплаты земельного налога согласно п. п. 4 
и 10 ст. 12 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" за земельные участки, 
находящиеся в пользовании этих структурных подразделений?
   
   Ответ:
   МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   ПИСЬМО
   от 23 декабря 2005 г. N 03-06-02-04/110
   
   Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу  освобождения от уплаты земельного налога и сообщает следующее.    В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в  Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются  земельный налог и арендная плата.    С 1 января 2005 г. вступила в силу гл. 31 "Земельный налог" Налогового кодекса  Российской Федерации (далее - Кодекс), согласно которой земельный налог устанавливается в  качестве местного налога, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с  Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных  образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и  обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований (субъектов Российской  Федерации).    Указанной главой Кодекса определен перечень категорий налогоплательщиков,  освобождаемых от уплаты земельного налога. При этом льгот для учреждений здравоохранения,  культуры, искусства и иных аналогичных учреждений не предусмотрено.    Вместе с тем нормы гл. 31 Кодекса не исключают возможности предоставления  дополнительных налоговых льгот. Так, п. 2 ст. 387 Кодекса предусмотрено, что при  установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов  муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения,  включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий  налогоплательщиков.    В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении  изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие  законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных  законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" при  принятии представительными органами муниципальных образований (законодательными  (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы  и Санкт-Петербурга) нормативных правовых актов (законов) о введении на соответствующих  территориях с 1 января 2005 г. земельного налога в соответствии с гл. 31 Кодекса Закон "О  плате за землю", за исключением ст. 25, не применяется.    Таким образом, на тех территориях, где с 1 января 2005 г. не введен земельный налог в  соответствии с гл. 31 Кодекса, исчисление и уплата земельного налога осуществляются на  основании Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее -  Закон "О плате за землю").    Согласно ст. 1 Закона "О плате за землю" налогоплательщиками земельного налога  признаются собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов.    Статьей 12 Закона "О плате за землю" установлены категории налогоплательщиков,  освобождаемые от уплаты земельного налога. Так, на основании п. п. 4 и 10 ст. 12 Закона  "О плате за землю" от уплаты земельного налога освобождаются, в частности, учреждения  здравоохранения, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет  средств профсоюзов, детские оздоровительные учреждения, а также учреждения культуры,  физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности и  спортивные сооружения независимо от источников финансирования.    Основанием для применения вышеуказанных льгот является использование земельного  участка в определенных целях. Таким образом, льготы, предусмотренные п. п. 4 и 10 ст. 12  Закона "О плате за землю", предоставляются в целях стимулирования развития учреждений  здравоохранения, культуры, искусства и иных аналогичных учреждений вне зависимости от их  организационно-правовых форм.    Учитывая изложенное, организации, на балансе которых находятся действующие объекты  санаторно-курортного или оздоровительного профиля, а также объекты культуры, физической  культуры и спорта, являющиеся структурными подразделениями данных организаций, не  имеющими статуса юридического лица, вправе воспользоваться льготой по земельному налогу.  Данная позиция отражена, в частности, в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного  Суда Российской Федерации от 20.04.2004 N 14771/03 и ряде Постановлений федеральных  арбитражных судов (например, в Постановлении ФАС Московского округа от 22.09.2005 N КА- А40/8929-05, ФАС Волго-Вятского округа от 23.06.2003 N А29-496/03А).    Одновременно сообщаем, что согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.11.2004 N 141- ФЗ с 1 января 2006 г. Закон "О плате за землю" признается утратившим силу и взимание  земельного налога будет осуществляться на всей территории Российской Федерации на  основании гл. 31 "Земельный налог" Кодекса.    
   Заместитель директора
   Департамента налоговой
   и таможенно-тарифной политики
   А.И.ИВАНЕЕВ
   23.12.2005
 
< Пред.   След. >