Вопрос: Православная церковь просит разъяснить, какие льготы по земельному налогу
предоставляются религиозным организациям. Учитывая, что церковь существует лишь на
пожертвования людей, возможно ли освобождение религиозных организаций от уплаты
земельного налога?
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 2 февраля 2005 г. N 03-06-02-05/04 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу
взимания земельного налога с религиозных организаций и сообщает следующее.
Согласно ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в
Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются
земельный налог и арендная плата.
На основании ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно
установленные налоги и сборы.
В налоговой системе Российской Федерации земельный налог входит в состав местных
налогов. Средства от поступления земельного налога в настоящее время являются одним из
основных источников формирования доходной части бюджетов муниципальных образований.
В соответствии с гл.31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс), вступившей в силу с 1 января 2005 г., земельный налог устанавливается,
вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными
правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также законами
городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и обязателен к уплате на
территории этих муниципальных образований и указанных субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.388 Кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и
физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве
постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных
участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных
им по договору аренды.
В этой связи обращаем внимание, что в соответствии со ст.3 Федерального закона от 25.
10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
религиозные организации обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования
земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки
в собственность либо переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему
желанию до 1 января 2006 г. в соответствии с правилами ст.36 Земельного кодекса
Российской Федерации.
Также следует отметить, что на основании п.3 ст.30 Земельного кодекса Российской
Федерации предоставление земельных участков для строительства с предварительным
согласованием мест размещения объектов осуществляется религиозным организациям для
строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения в
безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
Таким образом, религиозные организации не будут являться налогоплательщиками
земельного налога в отношении земельных участков, находящихся у них в безвозмездном
срочном пользовании.
Принимая во внимание, что одним из основных направлений налоговой реформы является
выравнивание условий налогообложения для всех налогоплательщиков прежде всего путем
сокращения имеющихся льгот и исключений из общего режима налогообложения, перечень
налоговых льгот, устанавливаемых гл.31 Кодекса, является крайне ограниченным.
Однако для религиозных организаций предусмотрено освобождение от уплаты земельного
налога в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания,
строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения (ст.395 Кодекса).
Указанная норма в значительной степени расширяет льготное налогообложение земельных
участков, принадлежащих религиозным организациям, поскольку в соответствии со ст.12
Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", утрачивающего силу
с 1 января 2006 г., льготное налогообложение распространяется только на земли, на которых
находятся используемые религиозными организациями здания, охраняемые государством как
памятники истории, культуры и архитектуры.
Кроме того, ст.387 Кодекса определено, что при установлении земельного налога
представительные органы муниципальных образований (органы законодательной
(представительной) власти г.г. Москвы и Санкт-Петербурга) в принимаемых нормативных
правовых актах (законах) могут самостоятельно определять налоговые ставки в пределах,
установленных Кодексом, а также устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их
применения, включая размер не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий
налогоплательщиков.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И.ИВАНЕЕВ 02.02.2005
|