Вопрос: Сбербанком России в установленном порядке проведена переоценка объектов основных
средств, результаты которой отражены в бухучете и отчетности банка по состоянию на 01.01.
2006. Согласно п. 3.2.1 Указания Банка России от 17.12.2004 N 1530-У результаты
переоценки проводятся и отражаются только на балансе головного офиса банка (г. Москва) с
учетом результатов переоценки по филиалам (субъекты РФ). Таким образом, при исчислении
налога на имущество организаций данный вариант отражения в бухучете результатов
переоценки приведет к перераспределению сумм налога между бюджетами субъектов РФ в пользу
бюджета г. Москвы. Это противоречит положениям гл. 30 НК РФ в части уплаты налога на
имущество организаций по месту фактического нахождения объектов основных средств. Как в
данной ситуации в целях исчисления налога на имущество должны учитываться результаты
проведенной переоценки? Каков порядок заполнения и представления налоговой декларации по
налогу на имущество в данном случае?
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 9 марта 2006 г. N 03-06-01-04/63 В связи с письмом о порядке учета результатов переоценки основных средств при
налогообложении Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
1. В соответствии с п. 1 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс) объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и
недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование,
распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность),
учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с
установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Пунктом 1 ст. 375 Кодекса установлено, что налоговая база определяется как
среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При
определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается
по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком
ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
В соответствии с Порядком учета основных средств, нематериальных активов, материальных
запасов (Приложение 10 к Правилам ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях,
расположенных на территории Российской Федерации, утвержденным Положением Банка России от
05.12.2002 N 205-П) основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по
первоначальной стоимости.
Стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит
изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации и
настоящим Порядком.
Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается в случае, в частности,
переоценки объектов основных средств.
Кредитная организация имеет право не чаще одного раза в год (на 1 января отчетного
года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по восстановительной
(текущей) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально
подтвержденным рыночным ценам.
Результаты переоценки основных средств на 1 января отчетного года подлежат отражению в
бухгалтерском учете оборотами за январь. При невозможности отражения в этот срок в силу
определенных причин крайний срок для отражения переоценки - последний рабочий день марта
отчетного года.
При этом начисление амортизации с 1 января отчетного года должно производиться исходя
из восстановительной стоимости объектов основных средств с учетом произведенной
переоценки.
Как следует из письма, Сбербанком России в установленном порядке проведена переоценка
объектов основных средств, результаты которой отражены в бухгалтерском учете и отчетности
банка по состоянию на 1 января 2006 г.
Пунктом 4 ст. 376 Кодекса установлено, что среднегодовая (средняя) стоимость имущества,
признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период определяется как
частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости
имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число
следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом
(отчетном) периоде, увеличенное на единицу.
Исходя из данной нормы Кодекса в ее взаимосвязи с положениями п. 1 ст. 374 и п. 1 ст.
375 Кодекса следует, что при определении среднегодовой стоимости имущества за налоговый
период остаточная стоимость имущества на 1-е число следующего за налоговым периодом
месяца должна учитываться в том значении, в котором она сформирована в соответствии с
установленным порядком ведения бухгалтерского учета на соответствующую дату (т.е. на 1
января календарного года, следующего за налоговым периодом).
2. Согласно п. 1 ст. 376 Кодекса налоговая база определяется отдельно в отношении
имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки
на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации), в
отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный
баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне
местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный
баланс, или постоянного представительства иностранной организации, а также в отношении
имущества, облагаемого по разным ставкам.
Статьей 382 Кодекса установлено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет,
исчисляется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по
местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного
представительства иностранной организации), в отношении имущества каждого обособленного
подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта
недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного
подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства
иностранной организации, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым
ставкам.
Пунктом 3 ст. 383 Кодекса предусмотрено, что в отношении имущества, находящегося на
балансе российской организации, налог на имущество организаций и авансовые платежи по
данному налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению указанной организации с учетом
особенностей, предусмотренных ст. ст. 384 и 385 Кодекса.
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный
баланс, уплачивает налог на имущество (авансовые платежи по налогу) в бюджет по
местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества,
признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 Кодекса, находящегося на
отдельном балансе каждого из них, в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки,
действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой
расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы (средней стоимости
имущества), определенной за налоговый (отчетный) период согласно ст. 376 Кодекса, в
отношении каждого подразделения (ст. 384 Кодекса).
Статьей 385 Кодекса определено, что организация, у которой числятся на балансе объекты
недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации, уплачивает налог
(авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов
недвижимого имущества. Сумма налога определяется как произведение налоговой ставки,
действующей на территории субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти
объекты недвижимого имущества, и налоговой базы (средней стоимости имущества),
определенной за налоговый (отчетный) период, в отношении каждого объекта недвижимого
имущества.
При уплате налога (авансовых платежей по налогу) по месту нахождения обособленного
подразделения, не имеющего отдельного баланса, следует иметь в виду, что уплата указанных
платежей производится по месту нахождения данного обособленного подразделения только по
объектам недвижимого имущества, которые фактически располагаются по месту нахождения
обособленного подразделения.
Пунктом 1 ст. 386 Кодекса установлена обязанность налогоплательщиков по истечении
каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему
местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего
отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в
отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) налоговые
расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.
Следовательно, организация, в состав которой входят обособленные подразделения,
имеющие отдельный баланс, а также имеющая объекты недвижимого имущества, находящиеся вне
ее местонахождения или ее обособленных подразделений, имеющих отдельные балансы, обязана
представлять отдельные налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговые
декларации по налогу в порядке, установленном ст. 386 Кодекса, исходя из налоговой базы,
сформированной в соответствии со ст. 376 Кодекса, и суммы налога (авансовых платежей по
налогу), исчисленной в порядке, установленном ст. 382 Кодекса.
Согласно п. 5.3 Инструкции по заполнению Налоговой декларации по налогу на имущество
организаций (Налогового расчета по авансовому платежу), утвержденной Приказом МНС России
от 23.03.2004 N САЭ-3-21/224, при представлении налогового расчета по авансовому платежу
по налогу за первый квартал заполняются строки с кодами 010 - 040 подраздела "Расчет
среднегодовой (средней) стоимости имущества за налоговый (отчетный) период" разд. 2
налоговой декларации.
В отдельных налоговых расчетах по авансовым платежам по налогу отражается остаточная
стоимость имущества на начало каждого месяца отчетного периода по местонахождению
организации, по местонахождению каждого ее обособленного подразделения, имеющего
отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества,
находящегося вне местонахождения организации или его обособленного подразделения,
имеющего отдельный баланс.
При этом полагаем необходимым учитывать п. 1.4 вышеназванной Инструкции, согласно
которому в случае, если законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрено
зачисление налога на имущество организаций в бюджет субъекта Российской Федерации без
направления части суммы налога в бюджеты муниципальных образований, налоговая декларация
(налоговый расчет по авансовому платежу) заполняется в отношении суммы налога, подлежащей
уплате в бюджет субъекта Российской Федерации.
Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики М.А.МОТОРИН 09.03.2006
|