Вопрос: Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения (объект
налогообложения - доходы), собирается осуществить строительство объекта недвижимости
(нежилого здания), выступая в роли заказчика. Строительство будет осуществляться
подрядным способом с привлечением денежных средств от дольщиков в порядке целевого
финансирования.
В Письме Минфина России от 13.01.2005 N 03-03-02-04/1-6 указано, что организация
должна организовать раздельный учет средств исходя из необходимости обособления в учете
не только операций, связанных с получением средств целевого финансирования, но и операций,
связанных с их целевым, т.е. определенным организацией - источником целевого
финансирования, использованием, в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Но в соответствии с законодательством Порядок отражения хозяйственных операций в Книге
учета доходов и расходов организаций и предпринимателей, применяющих упрощенную систему
налогообложения, утвержденный Приказом МНС России от 28.10.2002 N БГ-3-22/606, не
предусматривает возможность отражения в данной форме учета операций по расходованию
средств целевого финансирования и, кроме того, не предусматривает как таковую возможность
заполнения граф, предназначенных для отражения сумм расходов, налогоплательщиками,
выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы.
В связи с вышеизложенным просим разъяснить. Обязана ли наша организация вести бухгалтерский учет с применением двойной записи по
счетам? Обязана ли наша организация сдавать бухгалтерскую отчетность (баланс)? Или
организация может вести учет без применения двойной записи, на основании разработанных
организацией и принятых учетной политикой форм документов для организации раздельного
учета доходов и расходов средств целевого финансирования?
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 13 марта 2006 г. N 03-11-04/2/59 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу
применения упрощенной системы налогообложения и сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс) организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, при определении
объекта налогообложения учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации
имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса, и
внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса.
При определении объекта налогообложения организациями не учитываются доходы,
предусмотренные ст. 251 Кодекса.
В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не
учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого
финансирования, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных
(произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у
налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства
рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам целевого
финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по
назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого
финансирования, в том числе в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика
средств дольщиков и (или) инвесторов.
В соответствии со ст. 346.24 Кодекса налогоплательщики обязаны вести учет доходов и
расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в Книге учета доходов и расходов
организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему
налогообложения, форма и Порядок заполнения которой утверждены Приказом Минфина России от
30.12.2005 N 167н "Об утверждении формы Книги учета доходов и расходов организаций и
индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и
Порядка ее заполнения".
Поскольку положения гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Кодекса не
предусматривают особых форм ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных
(произведенных) в рамках целевого финансирования, то, по нашему мнению, организация может
самостоятельно разработать необходимые формы для ведения раздельного учета доходов
(расходов) и утвердить их соответствующим приказом.
При этом необходимо учитывать, что согласно п. 14 ст. 250 Кодекса налогоплательщики,
получившие имущество (в том числе денежные средства), работы, услуги в рамках
благотворительной деятельности, целевые поступления или целевое финансирование, по
окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет
о целевом использовании полученных средств по форме, утверждаемой Министерством финансов
Российской Федерации.
Форма Отчета о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ,
услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого
финансирования, установлена налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций,
утвержденной Приказом Минфина России от 07.02.2006 N 24н "Об утверждении формы налоговой
декларации по налогу на прибыль организаций и Порядка ее заполнения".
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И.ИВАНЕЕВ 13.03.2006
|