Вопрос: В соответствии с Письмом МНС России от 03.06.2002 N ВГ-6-02/779@ "О разъяснении
отдельных вопросов определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций финансово-
кредитными организациями" расходы по организации филиала банка учитываются при
определении налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии с положениями гл. 25 НК РФ.
Внутренние структурные подразделения банка, хотя в отличие от филиалов и не подлежат
регистрации территориальными учреждениями ЦБ, вправе осуществлять кассовые операции
только после положительного заключения территориального учреждения ЦБ о соответствии
помещений для работы с ценностями требованиям нормативных актов ЦБ. Таким образом, как и
в отношении филиалов, в отношении внутренних структурных подразделений расходы по аренде
помещений, оплате коммунальных услуг и ремонту до открытия подразделения являются
обоснованными.
Может ли банк признавать расходы по организации своих внутренних структурных
подразделений (дополнительных офисов, операционных касс и др.), произведенные до их
открытия, в порядке, предусмотренном для филиалов?
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 30 марта 2005 г. N 03-03-01-04/2/49 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу
признания для целей налогообложения расходов, связанных с организацией филиалов,
понесенных банком до момента их госрегистрации, и сообщает следующее.
В соответствии с Письмом МНС России от 03.06.2002 N ВГ-6-02/779@ "О разъяснении
отдельных вопросов определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций финансово-
кредитными организациями" практика делового оборота относит к расходам, связанным с
организацией филиалов, расходы: по аренде помещений для вновь открываемого филиала, на
проведение ремонта помещений нового филиала, эксплуатационные расходы по содержанию
зданий (помещений) нового филиала, затраты на оплату труда сотрудников, принятых в штат
банка, командировочные расходы, связанные с банковской деятельностью, расходы на
подготовку документов на объекты недвижимости для регистрации договора аренды, оплату
регистрации договора аренды нежилого помещения, расходы, связанные с изготовлением печати,
заверением образцов подписей руководителя и главного бухгалтера, с внесением изменений и
дополнений в устав кредитной организации, эксплуатационные расходы по содержанию зданий и
ряд аналогичных расходов.
Главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не предусмотрено
ограничений по вопросу отнесения расходов, осуществленных банком до момента регистрации
филиала, к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
В соответствии со ст. 331 Кодекса доходы и расходы по хозяйственным и другим операциям,
относящимся к будущим отчетным периодам, по которым были произведены в текущем отчетном
периоде авансовые платежи, учитываются в сумме средств, подлежащих отнесению на расходы
при наступлении того отчетного периода, к которому они относятся.
Как следует из ст. 252 Кодекса, расходами признаются обоснованные и документально
подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса - убытки),
осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. При этом в п. 1 ст. 252 Кодекса указано,
что расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления
деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно ст. 11 Кодекса обособленное подразделение организации - любое территориально
обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные
рабочие места. Признание обособленного подразделения таковым производится независимо от
того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-
распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное
обособленное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно
создается на срок более одного месяца.
Таким образом, расходы, связанные с организацией банком внутренних структурных
подразделений (дополнительных офисов, операционных касс и т.п.), для целей
налогообложения признаются как расходы, связанные с организацией (созданием)
обособленного подразделения, и, следовательно, расходы банка по организации
дополнительных офисов, операционных касс и т.п. для целей налогообложения прибыли
учитываются в порядке, изложенном выше, с учетом положений гл. 25 Кодекса, регулирующих
порядок учета конкретных видов расходов в соответствии с применяемым методом признания
расходов (методом начисления) независимо от даты внесения Банком России записи о
структурном подразделении в Книгу государственной регистрации кредитных организаций и
присвоения ему порядкового номера.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И.ИВАНЕЕВ 30.03.2005
|