Вопрос: При перечислении НДС в бюджет за март, апрель, июнь 2006 г. в платежном поручении
организация неверно указала статус налогоплательщика: вместо 01 (налогоплательщик -
юридическое лицо) указан статус 02 (налоговый агент). В акте по итогам сверки с налоговой
инспекцией отражены недоимка и переплата по НДС. На сумму недоимки начислены пени. Можно
ли зачесть суммы, излишне уплаченные организацией в качестве налогового агента, в счет
недоимки и не начислять пени?
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 3 ноября 2006 г. N 03-02-07/1-307 В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу
об уточнении платежа по налогу на добавленную стоимость в случае ошибочного указания
статуса плательщика и сообщается следующее.
По общему правилу согласно п. 2 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс) обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента
предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного
денежного остатка на счете налогоплательщика. Обязанность по уплате налога также
считается исполненной после вынесения налоговым органом или судом в порядке,
установленном ст. 78 Кодекса, решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных
сумм налогов.
Обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога налогоплательщиком (пп. 1 п.
3 ст. 44 Кодекса).
В соответствии с порядком, предусмотренным ст. 78 Кодекса, сумма излишне уплаченного
налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным
налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику.
Статьей 78 Кодекса не установлен порядок осуществления зачета сумм излишне
перечисленного налога организацией в качестве налогового агента в счет погашения недоимки,
возникшей в результате ненадлежащего исполнения этой организацией своих обязанностей в
качестве налогоплательщика.
Согласно п. 2 ст. 57 Кодекса при уплате налога с нарушением срока уплаты
налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом.
Пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен
выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по
сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1 ст. 75
Кодекса).
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 04.07.2002 N 202-О
пеня является дополнительным платежом, направленным на компенсацию потерь государственной
казны в результате недополучения налоговых сумм.
Из судебной практики следует, что при разрешении аналогичных споров учитываются
своевременность и полнота перечисления налогоплательщиком или налоговым агентом сумм НДС
в федеральный бюджет, не повлекшие потери государственной казны.
Основываясь на том, что Кодексом прямо не предоставлены налоговому органу полномочия
по принятию решения о проведении зачета сумм излишне перечисленного налога организацией -
налоговым агентом в счет недоимки, образовавшейся у этой организации-налогоплательщика, а
также не предоставлены полномочия по пересчету соответствующих пеней, налоговый орган
принимает решение, о котором указано в письме.
Кодекс в действующей редакции не предусматривает порядок пересчета пеней в случае
подачи налогоплательщиком в налоговый орган заявления об исправлении ошибок, допущенных
им при оформлении поручения на уплату налога.
Согласно п. 7 ст. 45 Кодекса (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) на
основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки уплаченных
налогоплательщиком налогов, если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган
принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком
налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального
казначейства. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму
налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации
на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом
решения об уточнении платежа.
Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ вступает в силу с 1 января 2007 г., за
исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.
В силу п. 3 ст. 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие
дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых
агентов, их представителей, имеют обратную силу.
Полагаем, что положения п. 7 ст. 45 Кодекса (в ред. Федерального закона от 27.07.2006
N 137-ФЗ) дополнительно гарантируют защиту прав налогоплательщиков, плательщиков сборов и
налоговых агентов.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 03.11.2006
|