Вопрос: Организация осуществляет предпринимательскую деятельность по содержанию и
эксплуатации залов игровых автоматов. В заявлении о регистрации объектов налогообложения
(изменения или уменьшения количества объектов) отсутствует графа для указания даты
установки и выбытия объекта налогообложения по налогу на игорный бизнес (игрового
автомата). Организация самостоятельно указывает дату установки и выбытия объекта в
указанном заявлении. Например, 28 июня 2006 г. подано заявление о регистрации игровых
автоматов. При этом в заявлении указано, что игровые автоматы будут введены в
эксплуатацию 1 июля 2006 г. Дата установки и выбытия игровых автоматов подтверждается
актами ввода или вывода игровых автоматов из эксплуатации. С какой даты объект
налогообложения считается зарегистрированным (выбывшим)? С какой даты у организации
возникает обязанность по исчислению налога на игорный бизнес? Имеет ли право организация
эксплуатировать игровые автоматы после подачи заявления о регистрации уменьшения
количества игровых автоматов?
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 1 сентября 2006 г. N 03-06-05-03/25 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке
исчисления налога на игорный бизнес и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 364 гл. 29 "Налог на игорный бизнес" Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) игорный бизнес - это предпринимательская
деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями
доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр, не являющаяся
реализацией товаров, работ или услуг.
При этом плательщиками налога на игорный бизнес признаются, в частности, организации,
осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса (ст. 365
Кодекса).
На основании ст. 366 Кодекса каждый объект обложения налогом на игорный бизнес
(игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора, касса букмекерской конторы) подлежит
регистрации в налоговом органе по месту его установки не позднее чем за два рабочих дня
до даты установки этого объекта. Налогоплательщик также обязан зарегистрировать в
налоговых органах любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за
два рабочих дня до даты установки или выбытия каждого объекта.
Объект обложения налогом на игорный бизнес считается зарегистрированным (выбывшим) с
даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объектов
(изменения или уменьшения количества объектов) налогообложения (п. 4 ст. 366 Кодекса).
Учитывая положения указанных статей, а также то обстоятельство, что гл. 29 Кодекса не
предусмотрена регистрация в налоговом органе момента начала деятельности фактически
установленного объекта налогообложения, а налоговый орган лишен возможности в рамках
своих полномочий осуществлять оперативный налоговый контроль, считаем, что обязанность по
исчислению налога на игорный бизнес возникает с даты подачи заявления о регистрации
объекта налогообложения. Соответственно, указанный объект налогообложения будет считаться
выбывшим с даты представления в налоговый орган заявления о регистрации изменений
(уменьшения) количества объектов налогообложения. Указанная позиция Департамента
подтверждается, в частности, Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации от 22.03.2006 N 11390/05.
Таким образом, эксплуатация игровых автоматов после представления в налоговый орган
заявления о регистрации уменьшения количества объектов налогообложения влечет наличие у
налогоплательщика объектов налогообложения и их эксплуатацию без регистрации.
Одновременно сообщаем, что нарушение требований о регистрации влечет применение к
налогоплательщику ответственности, предусмотренной п. 7 ст. 366 Кодекса. Вместе с тем
сообщаем, что согласно пп. 3 п. 1 ст. 111 Кодекса в случае выполнения налогоплательщиком
письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах, данных
уполномоченным финансовым органом в пределах его компетенции (указанные обстоятельства
устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и
содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение,
вне зависимости от даты издания этих документов), он не подлежит ответственности за
совершение налогового правонарушения.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И.ИВАНЕЕВ 01.09.2006
|