Главная arrow Вопросы и ответы arrow Прочие вопросы arrow Вопрос: В Письме Минфина России от 13.02.2006 N 03-06-04-02/02 изложена позиция об отсутствии правовых оснований для установления отчетных периодов

Главное меню
Главная
Типовые бланки
Кодексы РФ
Вопросы и ответы
Права потребителей
Право собственности
Гражданство
Наследство
Законодательство о труде
Законодательство о жилье
Карта сайта
Юриспруденция


Воспользуйся поиском
Поиск
Кто на сайте?
Сейчас в библиотеке:
Посетителей - 12

Вопрос: В Письме Минфина России от 13.02.2006 N 03-06-04-02/02 изложена позиция об отсутствии правовых оснований для установления отчетных периодов

Версия для печати Отправить на e-mail
15.04.2007 г.
Вопрос: В Письме Минфина России от 13.02.2006 N 03-06-04-02/02 изложена позиция об 
отсутствии правовых оснований для установления отчетных периодов по транспортному налогу 
законами субъектов Российской Федерации и для начисления пени за просрочку уплаты 
авансовых платежей по транспортному налогу до внесения изменений в гл. 28 "Транспортный 
налог" Налогового кодекса Российской Федерации, вступивших в силу с 01.01.2006, 
предусматривающих отчетные периоды и авансовые платежи по транспортному налогу.
   Однако в период 2003 - 2005 гг. законодательными (представительными) органами 
субъектов Российской Федерации в большинстве случаев были установлены отчетные периоды и 
порядок расчета авансовых платежей по транспортному налогу.
   В свою очередь, налоговые органы, осуществляя функции, возложенные Постановлением 
Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о 
Федеральной налоговой службе", по контролю и надзору за соблюдением законодательства о 
налогах и сборах, производили начисление пени за просрочку уплаты авансовых платежей по 
транспортному налогу, установленных законами субъектов Российской Федерации и зачисляемых 
в соответствующий бюджет субъекта Российской Федерации.
   В связи с вышеизложенным просим разъяснить, имеют ли налогоплательщики право на 
возврат излишне взысканных сумм пени за просрочку уплаты авансовых платежей по 
транспортному налогу за период 2003 - 2005 гг. Если да, то в каком порядке?
   
   Ответ:
   МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
   ПИСЬМО
   от 2 июня 2006 г. N 03-06-02-02/73
   
   В связи с письмом Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики подтверждает  свою позицию, изложенную в Письме Минфина России от 13.02.2006 N 03-06-04-02/02, и по  вопросу возврата начисленных и взысканных налоговыми органами сумм пени за просрочку  уплаты авансовых платежей по транспортному налогу за период 2003 - 2005 гг. сообщает  следующее.    В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить  законно установленные налоги и сборы. Налоги считаются установленными, когда определены  все элементы налогообложения (ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -  Кодекс)).    Статьей 14 Кодекса транспортный налог отнесен к региональным налогам, при установлении  которых законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов  Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом,  следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов.  Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются  Кодексом.    Учитывая, что до 1 января 2006 г. отчетные периоды по транспортному налогу Кодексом не  были предусмотрены и на налогоплательщиков не возлагались обязанности по уплате авансовых  платежей и представлению расчетов по авансовым платежам по транспортному налогу, правовые  основания для начисления и взыскания с налогоплательщиков сумм пени за просрочку уплаты  авансовых платежей по транспортному налогу отсутствовали. Данная позиция отражена, в  частности, в Постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 11.05.2005  N 32пв04.    В Постановлении от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой  Налогового кодекса Российской Федерации" отражена позиция Пленума Высшего Арбитражного  Суда Российской Федерации, касающаяся, в частности, порядка взыскания сумм пени за  просрочку уплаты авансовых платежей. В соответствии с данной позицией пени,  предусмотренные ст. 75 Кодекса, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае,  если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам  отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. ст. 53 и  54 Кодекса.    В силу ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые  акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым  по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным  актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.    Статьей 6 Кодекса установлено, что нормативный правовой акт о налогах и сборах  признается не соответствующим Кодексу, если такой акт, в частности, изменяет определенное  Кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о  налогах и сборах, или иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу  конкретных положений Кодекса. Признание нормативного правового акта не соответствующим  Кодексу осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено Кодексом.    В случае признания закона субъекта Российской Федерации о транспортном налоге  противоречащим федеральному законодательству и, следовательно, недействующим  налогоплательщики в силу ст. 21 Кодекса имеют право на своевременный возврат сумм излишне  уплаченных или излишне взысканных налогов, пени, штрафов.    Возврат излишне взысканных сумм пени осуществляется налоговыми органами по месту учета  налогоплательщика в порядке, установленном ст. 79 Кодекса.    В соответствии с п. 2 указанной статьи Кодекса решение о возврате излишне взысканных  сумм пени принимается налоговым органом на основании письменного заявления  налогоплательщика, с которого взысканы суммы пени, а судом - в порядке искового  судопроизводства.    Учитывая изложенное, полагаем, что возврат излишне взысканных сумм пени за просрочку  уплаты авансовых платежей по транспортному налогу за период 2003 - 2005 гг. необходимо  производить налоговым органам на основании письменного заявления налогоплательщика в том  случае, если закон субъекта Российской Федерации о транспортном налоге в части  установления авансовых платежей по транспортному налогу признан судом недействующим.    В настоящее время Определениями Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2006 N  59-Г05-26 и от 29.03.2006 N 33-Г06-4 признаны недействующими в части установления  авансовых платежей по транспортному налогу соответственно положения Закона Амурской  области от 18.11.2002 N 142-ОЗ "О транспортном налоге на территории Амурской области" и  Закона Ленинградской области от 22.11.2002 N 51-ОЗ " О транспортном налоге".    
   Директор Департамента налоговой
   и таможенно-тарифной политики
   М.А.МОТОРИН
   02.06.2006
 
< Пред.   След. >