Вопрос: В связи с конфликтами на территории Чеченской Республики, сложностью и
напряженностью при выполнении должностных обязанностей работникам структурных
подразделений, расположенных на территории Чеченской Республики, трудовыми договорами
установлена доплата в размере 10% тарифной ставки (оклада). Кроме того, работникам,
командируемым на территорию Чеченской Республики, положением об оплате труда
предусмотрена выплата суточных в двукратном размере.
Уменьшают ли налогооблагаемую базу по налогу на прибыль доплата работникам структурных
подразделений, расположенных на территории Чеченской Республики, а также сверхнормативные
суточные, выплачиваемые работникам, командируемым на территорию Чеченской Республики?
Следует ли вышеуказанные выплаты включать в налогооблагаемую базу по единому социальному
налогу?
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 19 мая 2006 г. N 03-05-02-04/65 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу
применения гл. 24 "Единый социальный налог" и гл. 25 "Налог на прибыль организаций"
Налогового кодекса Российской Федерации к выплатам в виде региональной доплаты и
сверхнормативных суточных, производимым сотрудникам структурных подразделений,
расположенных на территории Чеченской Республики, и сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 236 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)
объектом налогообложения единым социальным налогом (далее - ЕСН) для налогоплательщиков-
организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в
пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых
является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых
индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Пунктом 1 ст. 237 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы учитываются
любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 настоящего
Кодекса) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности,
полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных вещных прав),
предназначенных для физического лица - работника, в том числе коммунальных услуг, питания,
отдыха, обучения в его интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного
страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в пп. 7 п. 1 ст. 238
настоящего Кодекса).
Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном
пенсионном страховании в Российской Федерации" объектом обложения страховыми взносами и
базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база
по единому социальному налогу, установленные гл. 24 "Единый социальный налог" Кодекса.
Согласно п. 3 ст. 236 Кодекса не признаются объектом налогообложения ЕСН выплаты и
вознаграждения, которые у налогоплательщиков-организаций относятся к расходам, не
уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном
(налоговом) периоде. Расходы, уменьшающие и не уменьшающие налоговую базу по налогу на
прибыль, определяются в соответствии с гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса.
Статьей 255 Кодекса установлено, что в состав расходов на оплату труда при определении
налоговой базы по налогу на прибыль организаций включаются любые начисления и надбавки,
компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и
единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников,
предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами
(контрактами) и (или) коллективными договорами.
Правовое регулирование отношений по оплате труда работников осуществляется Трудовым
кодексом Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс). В ст. 129 Трудового кодекса
установлено, что заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от
квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а
также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Согласно ст. 144 Трудового кодекса работодатель имеет право устанавливать различные
системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного
органа работников. Указанные системы могут устанавливаться также коллективным договором.
Таким образом, учитывая, что установленная организацией и отраженная в трудовых
(коллективных) договорах региональная доплата работникам структурных подразделений на
территории Чеченской Республики является по сути стимулирующей доплатой за сложную и
напряженную работу на территории Чечни, в соответствии с положениями ст. 255 Кодекса
суммы таких доплат могут приниматься в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль в
составе расходов на оплату труда.
В связи с вышеизложенным суммы упомянутой доплаты являются объектом налогообложения
ЕСН и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование в общеустановленном
порядке.
Что касается выплат сверхнормативных суточных работникам, командируемым на территорию
Чеченской Республики, то согласно пп. 12 п. 1 ст. 264 Кодекса к прочим расходам,
связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на командировки, в
частности на суточные или полевое довольствие в пределах норм, утверждаемых
Правительством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, расходы в виде суточных, выплаченных работнику за время
командировки, являются нормируемыми. Такие нормы утверждены Постановлением Правительства
Российской Федерации от 08.02.2002 N 93 "Об установлении норм расходов организаций на
выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой
базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам,
связанным с производством и реализацией".
Таким образом, расходы налогоплательщика по выплате суточных сверх норм, установленных
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 N 93, не учитываются в
целях налогообложения прибыли и, следовательно, на основании п. 3 ст. 236 Кодекса не
являются объектом налогообложения ЕСН.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И.ИВАНЕЕВ 19.05.2006
|