Вопрос: О регулировании вопросов места уплаты государственной пошлины за юридически 
значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и 
освобождения от уплаты государственной пошлины физических лиц, проживающих за пределами 
Российской Федерации.
       Ответ:    МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ        ПИСЬМО    от 27 апреля 2006 г. N 03-06-03/6/11        В связи с письмом по вопросам места уплаты государственной пошлины за совершение 
действий органами записи актов гражданского состояния, а также освобождения от уплаты 
государственной пошлины физических лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, за 
государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые 
действия Минфин России сообщает.
   1. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах 
гражданского состояния" (далее - Федеральный закон) за государственную регистрацию актов 
гражданского состояния уплачивается государственная пошлина, размер и порядок уплаты 
(освобождения от уплаты) которой определяются законодательством Российской Федерации о 
налогах и сборах.
   Так, ст. 333.26 гл. 25.3 "Государственная пошлина" Налогового кодекса Российской 
Федерации (далее - Кодекс) определены размеры государственной пошлины за государственную 
регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, 
совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами.
   Согласно пп. 4 п. 1 и п. 3 ст. 333.18 Кодекса государственная пошлина уплачивается до 
выдачи документов (их копий, дубликатов) по месту совершения юридически значимого 
действия.
   Учитывая изложенное и в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 333.26 Кодекса за выдачу 
повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния должна 
уплачиваться государственная пошлина до выдачи документов по месту совершения юридически 
значимого действия в размере 100 руб.
   Согласно п. 4 ст. 9 Федерального закона лицу, обратившемуся в орган записи актов 
гражданского состояния лично, повторное свидетельство о государственной регистрации акта 
гражданского состояния выдается в день обращения. В случае если лицо обращается в орган 
записи актов гражданского состояния с запросом в письменной форме, повторное 
свидетельство высылается по указанному таким лицом адресу. Одновременно с запросом в 
письменной форме необходимо представить квитанцию об уплате соответствующей 
государственной пошлины.
   В связи с изложенным в тех случаях, когда местонахождение органа ЗАГСа, в котором 
хранится первый экземпляр актовой записи, и место жительства лица, обратившегося за 
получением повторного свидетельства, не совпадают, т.е. находятся в разных муниципальных 
образованиях, населенных пунктах и даже субъектах Российской Федерации, государственная 
пошлина уплачивается в отделение Сбербанка России по месту нахождения органа ЗАГСа, 
который будет производить выдачу повторного свидетельства о государственной регистрации 
акта гражданского состояния. Совершением юридически значимого действия можно считать как 
место нахождения органа ЗАГСа, в котором хранится первый экземпляр записи акта 
гражданского состояния, так и место нахождения органа ЗАГСа по месту жительства 
гражданина.
   В случае если лицо обращается в письменном виде в орган ЗАГСа, в котором хранится 
первый экземпляр актовой записи, с приложением квитанции об уплате государственной 
пошлины с правильным указанием реквизитов территориальных органов госрегистрации и 
Федерального казначейства, на территории которых находится данный орган ЗАГСа, то местом 
совершения данного действия (местом выдачи повторного свидетельства) является место 
нахождения органа ЗАГСа, в котором хранится первый экземпляр актовой записи.
   В случае уплаты государственной пошлины за выдачу повторного свидетельства или справок 
из архива по месту нахождения органа ЗАГСа, совпадающему с местом жительства 
обратившегося лица, местом совершения данного действия будет являться орган ЗАГСа по 
месту жительства гражданина.
   2. Согласно п. 4 ст. 333.18 Кодекса иностранные граждане и лица без гражданства 
уплачивают государственную пошлину в порядке и размерах, которые установлены гл. 25.3 
Кодекса, соответственно, для физических лиц.
   В соответствии с абз. 8 п. 1 ст. 333.39 Кодекса от уплаты государственной пошлины за 
государственную регистрацию актов гражданского состояния освобождаются физические лица, 
проживающие за пределами территории Российской Федерации, включая выдачу справок и 
документов из архива.
   Данная норма Кодекса распространяется на тех лиц, которые находятся за пределами 
Российской Федерации на момент обращения и в письменном заявлении высказывают просьбу 
выслать соответствующие документы на территорию иностранного государства, а также на лиц, 
временно пребывающих на территории Российской Федерации и обратившихся в орган ЗАГСа на 
территории Российской Федерации лично.
   Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении 
иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) срок временного 
пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия 
выданной ему визы. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного 
гражданина, прибывшего в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 
девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
   В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона понятие "иностранный гражданин" 
включает в себя понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда Федеральным 
законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от 
правил, установленных для иностранных граждан.
   Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона иностранный гражданин, въехавший в Российскую 
Федерацию, обязан зарегистрироваться в течение трех рабочих дней со дня прибытия в 
Российскую Федерацию в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом и другими 
федеральными законами. Документами, необходимыми для регистрации иностранного гражданина, 
являются миграционная карта, содержащая сведения об иностранном гражданине и имеющая 
отметку органа пограничного контроля о въезде его в Российскую Федерацию, а также 
документ, удостоверяющий его личность.
   Следовательно, подтверждением временного пребывания физического лица на территории 
Российской Федерации является виза либо миграционная карта с отметкой о регистрации 
иностранного гражданина в регистрирующих органах. Фактом подтверждения проживания 
физического лица за пределами Российской Федерации на момент обращения является 
поступление его письменного заявления из иностранного государства с просьбой направить 
документ о государственной регистрации акта гражданского состояния на территорию его 
проживания.
   3. Учитывая редакцию абз. 1 п. 1 ст. 333.39 Кодекса и то, что внесение исправлений и 
(или) изменений в записи актов гражданского состояния относится к прочим юридически 
значимым действиям, совершаемым органами записи актов гражданского состояния, действие 
абз. 8 п. 1 ст. 333.39 Кодекса на совершение вышеперечисленных действий не 
распространяется, за исключением внесения исправлений и (или) изменений в записи актов 
гражданского состояния, допущенных при государственной регистрации актов гражданского 
состояния по вине работников, производящих данную регистрацию.
   4. По вопросу совершенствования законодательства Российской Федерации в части, 
касающейся уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию актов 
гражданского состояния и другие юридически значимые действия, сообщается, что предложения 
по уточнению положений абз. 1 и 8 п. 1 ст. 333.39 Кодекса будут учтены при внесении 
изменений в гл. 25.3 "Государственная пошлина" Кодекса.
       Заместитель Министра финансов    Российской Федерации    С.Д.ШАТАЛОВ    27.04.2006
 
			 |