Вопрос: О регулировании вопросов места уплаты государственной пошлины за юридически
значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и
освобождения от уплаты государственной пошлины физических лиц, проживающих за пределами
Российской Федерации.
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 27 апреля 2006 г. N 03-06-03/6/11 В связи с письмом по вопросам места уплаты государственной пошлины за совершение
действий органами записи актов гражданского состояния, а также освобождения от уплаты
государственной пошлины физических лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, за
государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые
действия Минфин России сообщает.
1. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах
гражданского состояния" (далее - Федеральный закон) за государственную регистрацию актов
гражданского состояния уплачивается государственная пошлина, размер и порядок уплаты
(освобождения от уплаты) которой определяются законодательством Российской Федерации о
налогах и сборах.
Так, ст. 333.26 гл. 25.3 "Государственная пошлина" Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) определены размеры государственной пошлины за государственную
регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия,
совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами.
Согласно пп. 4 п. 1 и п. 3 ст. 333.18 Кодекса государственная пошлина уплачивается до
выдачи документов (их копий, дубликатов) по месту совершения юридически значимого
действия.
Учитывая изложенное и в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 333.26 Кодекса за выдачу
повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния должна
уплачиваться государственная пошлина до выдачи документов по месту совершения юридически
значимого действия в размере 100 руб.
Согласно п. 4 ст. 9 Федерального закона лицу, обратившемуся в орган записи актов
гражданского состояния лично, повторное свидетельство о государственной регистрации акта
гражданского состояния выдается в день обращения. В случае если лицо обращается в орган
записи актов гражданского состояния с запросом в письменной форме, повторное
свидетельство высылается по указанному таким лицом адресу. Одновременно с запросом в
письменной форме необходимо представить квитанцию об уплате соответствующей
государственной пошлины.
В связи с изложенным в тех случаях, когда местонахождение органа ЗАГСа, в котором
хранится первый экземпляр актовой записи, и место жительства лица, обратившегося за
получением повторного свидетельства, не совпадают, т.е. находятся в разных муниципальных
образованиях, населенных пунктах и даже субъектах Российской Федерации, государственная
пошлина уплачивается в отделение Сбербанка России по месту нахождения органа ЗАГСа,
который будет производить выдачу повторного свидетельства о государственной регистрации
акта гражданского состояния. Совершением юридически значимого действия можно считать как
место нахождения органа ЗАГСа, в котором хранится первый экземпляр записи акта
гражданского состояния, так и место нахождения органа ЗАГСа по месту жительства
гражданина.
В случае если лицо обращается в письменном виде в орган ЗАГСа, в котором хранится
первый экземпляр актовой записи, с приложением квитанции об уплате государственной
пошлины с правильным указанием реквизитов территориальных органов госрегистрации и
Федерального казначейства, на территории которых находится данный орган ЗАГСа, то местом
совершения данного действия (местом выдачи повторного свидетельства) является место
нахождения органа ЗАГСа, в котором хранится первый экземпляр актовой записи.
В случае уплаты государственной пошлины за выдачу повторного свидетельства или справок
из архива по месту нахождения органа ЗАГСа, совпадающему с местом жительства
обратившегося лица, местом совершения данного действия будет являться орган ЗАГСа по
месту жительства гражданина.
2. Согласно п. 4 ст. 333.18 Кодекса иностранные граждане и лица без гражданства
уплачивают государственную пошлину в порядке и размерах, которые установлены гл. 25.3
Кодекса, соответственно, для физических лиц.
В соответствии с абз. 8 п. 1 ст. 333.39 Кодекса от уплаты государственной пошлины за
государственную регистрацию актов гражданского состояния освобождаются физические лица,
проживающие за пределами территории Российской Федерации, включая выдачу справок и
документов из архива.
Данная норма Кодекса распространяется на тех лиц, которые находятся за пределами
Российской Федерации на момент обращения и в письменном заявлении высказывают просьбу
выслать соответствующие документы на территорию иностранного государства, а также на лиц,
временно пребывающих на территории Российской Федерации и обратившихся в орган ЗАГСа на
территории Российской Федерации лично.
Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении
иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) срок временного
пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия
выданной ему визы. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного
гражданина, прибывшего в порядке, не требующем получения визы, не может превышать
девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона понятие "иностранный гражданин"
включает в себя понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда Федеральным
законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от
правил, установленных для иностранных граждан.
Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона иностранный гражданин, въехавший в Российскую
Федерацию, обязан зарегистрироваться в течение трех рабочих дней со дня прибытия в
Российскую Федерацию в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом и другими
федеральными законами. Документами, необходимыми для регистрации иностранного гражданина,
являются миграционная карта, содержащая сведения об иностранном гражданине и имеющая
отметку органа пограничного контроля о въезде его в Российскую Федерацию, а также
документ, удостоверяющий его личность.
Следовательно, подтверждением временного пребывания физического лица на территории
Российской Федерации является виза либо миграционная карта с отметкой о регистрации
иностранного гражданина в регистрирующих органах. Фактом подтверждения проживания
физического лица за пределами Российской Федерации на момент обращения является
поступление его письменного заявления из иностранного государства с просьбой направить
документ о государственной регистрации акта гражданского состояния на территорию его
проживания.
3. Учитывая редакцию абз. 1 п. 1 ст. 333.39 Кодекса и то, что внесение исправлений и
(или) изменений в записи актов гражданского состояния относится к прочим юридически
значимым действиям, совершаемым органами записи актов гражданского состояния, действие
абз. 8 п. 1 ст. 333.39 Кодекса на совершение вышеперечисленных действий не
распространяется, за исключением внесения исправлений и (или) изменений в записи актов
гражданского состояния, допущенных при государственной регистрации актов гражданского
состояния по вине работников, производящих данную регистрацию.
4. По вопросу совершенствования законодательства Российской Федерации в части,
касающейся уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию актов
гражданского состояния и другие юридически значимые действия, сообщается, что предложения
по уточнению положений абз. 1 и 8 п. 1 ст. 333.39 Кодекса будут учтены при внесении
изменений в гл. 25.3 "Государственная пошлина" Кодекса.
Заместитель Министра финансов Российской Федерации С.Д.ШАТАЛОВ 27.04.2006
|