Вопрос: В соответствии с правом, данным п. 2 ст. 80 НК РФ и Федеральным законом от 10.01.
2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи", организация представляет налоговую и 
бухгалтерскую отчетность в налоговые органы в электронном виде по телекоммуникационным 
каналам связи.
   Организация отправила налоговую декларацию по телекоммуникационным каналам связи с ЭЦП 
в последний день представления деклараций (подтверждение оператора датировано тем же 
числом). Согласно п. 2 ст. 80 НК РФ и п. 3.2 Регламента принятия и ввода в 
автоматизированную информационную систему налоговых органов данных представляемых 
налогоплательщиками налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для 
исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности (утв. Приказом Министерства РФ по 
налогам и сборам от 04.02.2004 N БГ-3-06/76) датой представления налоговой декларации 
считается дата отправки декларации, зафиксированная в подтверждении специализированного 
оператора связи.
   Согласно Регламенту налоговый орган отправил налогоплательщику квитанцию о получении 
отчетности и протокол входного контроля.
   1. Правомерно ли привлечение организации к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ 
за несвоевременное представление декларации?
   2. Правомерно ли привлечение к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ в тех 
случаях, когда налоговым органом допускаются нарушения Регламента (несвоевременная 
отправка квитанций и протоколов входного контроля)?
       Ответ:    МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ        ПИСЬМО    от 24 апреля 2006 г. N 03-02-07/1-106        Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос.    1. В соответствии с п. 2 ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - 
Кодекс) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета 
налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в 
соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговая декларация может быть 
направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по каналам 
телекоммуникационной связи. При получении налоговой декларации по телекоммуникационным 
каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приемке в 
электронном виде.
   При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее 
представления считается дата ее отправки.
   В соответствии с п. 3.2 Регламента принятия и ввода в автоматизированную 
информационную систему налоговых органов данных, представляемых в электронном виде по 
телекоммуникационным каналам связи, утвержденного Приказом МНС России от 04.02.2004 N БГ-
3-06/76, датой представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности считается 
дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи, зафиксированная в подтверждении 
специализированного оператора связи.
   В п. 6.10 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом МНС России от 10.12.2002 N 
БГ-3-32/705@ "Об организации и функционировании системы представления налоговых 
деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам 
связи", указано, что налоговая декларация (бухгалтерская отчетность) считается 
представленной в налоговый орган, если налогоплательщик получил подтверждение, 
подписанное электронной цифровой подписью специализированного оператора связи.
   Согласно п. 3.3.1 Регламента принятия и ввода в автоматизированную систему налоговых 
органов данных представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций, иных документов, 
служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности, 
утвержденного Приказом МНС России от 04.02.2004 N БГ-3-06/76, налоговый орган 
подтверждает факт представления налогоплательщиком налоговых деклараций и бухгалтерской 
отчетности в электронном виде, высылая по телекоммуникационным каналам связи квитанцию об 
их приеме, после проверки требований к оформлению документов, определенных в п. п. 3.4.1 
и 3.4.2 названного Регламента.
   Пунктом 3.4.1 указанного выше Регламента налоговые декларации и бухгалтерская 
отчетность, представленные по телекоммуникационным каналам связи, в обязательном порядке 
проходят программный контроль, предусматривающий подтверждение подлинности электронной 
цифровой подписи (далее - ЭЦП) отправителя, и проверку соответствия формату представления 
налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде.
   Согласно п. 6.13 Методических рекомендаций бухгалтерская отчетность и налоговые 
декларации в электронном виде, представленные в соответствии с требованиями, 
установленными законодательством и Порядком, являются оригиналами, имеют юридическую силу,
 подлежат хранению в хранилище юридически значимых документов и могут использоваться в 
качестве доказательств в суде, а также при рассмотрении споров в досудебном порядке.
   Учитывая изложенное, полагаем, что налоговая декларация и бухгалтерская отчетность, 
направленная по телекоммуникационным каналам связи в срок, установленный для 
представления этих деклараций и бухгалтерской отчетности, что подтверждено 
специализированным оператором связи и подлинность ЭЦП отправителя подтверждена налоговым 
органом, считается представленной в налоговый орган и ответственность, установленная ст. 
119 Кодекса, в этом случае не применяется.
   2. В соответствии с п. 6.7.6 Регламента если налогоплательщик не получил от налогового 
органа в установленное время квитанцию о приеме налоговой декларации (бухгалтерской 
отчетности) в электронном виде и/или протокол входного контроля, он заявляет налоговому 
органу и/или оператору о данном факте и при необходимости повторяет процедуру сдачи 
налоговой декларации (бухгалтерской отчетности).
   Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение 
законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, 
налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом предусмотрена ответственность (ст. 106 
Кодекса).
   Согласно п. 6 ст. 108 Кодекса лицо считается невиновным в совершении налогового 
правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным 
законом порядке.
       Заместитель директора    Департамента налоговой    и таможенно-тарифной политики    А.И.ИВАНЕЕВ    24.04.2006
 
			 |