Вопрос: В организации работает гражданин Белоруссии, НДФЛ с его доходов с апреля 2005 г.
исчислялся по налоговой ставке 30 процентов и в срок уплачивался в бюджет в соответствии
с КБК 182 1 01 02030 01 1000 110 "Налог на доходы физических лиц, не являющихся
налоговыми резидентами Российской Федерации". В октябре 2005 г. произошло уточнение
налогового статуса вышеназванного работника, как пребывавшего на территории Российской
Федерации свыше 183 дней, и был произведен перерасчет НДФЛ по налоговой ставке 13
процентов за весь период пребывания его на территории Российской Федерации и получения
дохода в организации с апреля 2005 г. Но перечисление НДФЛ с доходов резидентов
Российской Федерации, облагаемых по налоговой ставке 13 процентов, должно осуществляться
в соответствии с КБК 182 1 01 02021 01 1000 110 "Налог на доходы физических лиц, за
исключением доходов... полученных физическими лицами, не являющимися налоговыми
резидентами Российской Федерации...". В налоговой инспекции организации устно сообщили,
что момент взаимозачета между этими двумя КБК методологически не разрешен и, несмотря на
то что организация провела свои действия в соответствии с действующим законодательством,
ей могут грозить штрафные санкции за недоплату по второму КБК (НДФЛ с доходов резидентов
по налоговой ставке 13 процентов), в то время как по первому КБК (НДФЛ с доходов
нерезидентов по налоговой ставке 30 процентов) у организации образовалась переплата.
Согласно вышеизложенной проблеме просим дать разъяснение: если нужен взаимозачет,
каков механизм его осуществления? Правомерно ли применение каких-либо штрафных санкций к
организации в этой ситуации?
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 24 марта 2006 г. N 03-05-01-04/69 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает
следующее.
Согласно ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сумма излишне
уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому
или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке,
предусмотренном данной статьей.
По заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне
уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или
сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет
(внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога на
основании п. 5 ст. 78 Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 56, п. 2 ст. 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и
п. 2 ст. 3 Закона г. Москвы от 09.11.2005 N 56 "О бюджете города Москвы на 2006 год"
денежные средства по КБК 182 1 01 02030 01 1000 110 - налог на доходы физических лиц с
доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской
Федерации, и по КБК 182 1 01 02021 01 1000 110 - налог на доходы физических лиц с доходов,
облагаемых по налоговой ставке, установленной п. 1 ст. 224 Кодекса (13%), в размере 100%
зачисляются в бюджет г. Москвы.
Как указывается в рассматриваемом письме, в связи с перерасчетом налоговой базы
иностранных работников, ставших по истечении 183 дней налоговыми резидентами Российской
Федерации, образовалась переплата налога на доходы физических лиц по КБК 182 1 01 02030
01 1000 110 (налог на доходы физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами
Российской Федерации).
С учетом вышеизложенного переплата налога на доходы физических лиц, образовавшаяся по
коду бюджетной классификации, соответствующему ставке 30%, в результате уточнения
налогового статуса физического лица должна быть направлена налоговым агентом на погашение
недоимки или в счет предстоящих платежей по налогу на доходы физических лиц с доходов,
облагаемых по налоговой ставке 13%.
Поскольку в рассматриваемом случае обязанность организации - налогового агента по
перечислению налога на доходы физических лиц в соответствующий бюджет исполнена,
следовательно, применение налоговой ответственности в виде штрафа к данному налоговому
агенту неправомерно.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И.ИВАНЕЕВ 24.03.2006
|