Вопрос: В III квартале 2005 г. было ликвидировано несколько обособленных подразделений
ООО в разных субъектах РФ. В связи с этим ООО просит дать разъяснения по вопросам
определения налоговой базы по налогу на прибыль и представления деклараций по указанному
налогу.
1. Как нужно учитывать ранее исчисленные авансовые платежи по ликвидированным
обособленным подразделениям?
2. Как нужно заполнить Приложения N 5 и N 5а к листу 02 Декларации по налогу на
прибыль?
3. Каким образом нужно распределять налоговую базу между головной организацией и
обособленными подразделениями, в том числе ликвидированными?
4. В какой налоговый орган нужно подавать декларации по налогу на прибыль в связи с
ликвидацией обособленного подразделения?
5. Как произвести возврат из бюджета сумм авансовых платежей, излишне уплаченных по
месту нахождения ликвидированных обособленных подразделений?
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 17 марта 2006 г. N 03-03-04/1/258 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о
порядке уплаты налога на прибыль организаций в случае ликвидации в течение 2005 г.
обособленного подразделения и сообщает следующее.
Порядок представления налоговой декларации, исчисления и уплаты авансовых платежей по
налогу на прибыль для организаций, имеющих в своем составе обособленные подразделения,
установлен ст. ст. 286 и 288 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В случаях, когда в течение налогового периода обособленные подразделения ликвидируются,
при определении причитающихся к уплате в бюджет субъекта Российской Федерации авансовых
платежей по налогу на прибыль по месту нахождения обособленных подразделений, а также при
заполнении Приложений N 5 и N 5а к листу 02 Декларации по налогу на прибыль организаций
(далее - Декларация) следует учитывать следующее.
При ликвидации обособленного подразделения после представления в налоговые органы
соответствующих Деклараций за последний отчетный период налогоплательщик вправе
представить уточненные Декларации. В уточненных Декларациях по ликвидированному
обособленному подразделению снимаются ежемесячные авансовые платежи, исчисленные на
квартал, в котором произошла ликвидация обособленного подразделения, и одновременно
увеличиваются эти платежи по организации без входящих в нее обособленных подразделений.
Учитывая, что Декларации составляются нарастающим итогом с начала года, в целях
правильного распределения прибыли по организации без обособленных подразделений и
входящим в ее состав обособленным подразделениям налоговая база в целом по организации за
последующие отчетные периоды и текущий налоговый период, подлежащая распределению, должна
быть определена без учета налоговой базы ликвидированного обособленного подразделения в
размере, исчисленном и отраженном в Декларации за отчетный период, предшествующий
кварталу, в котором оно было ликвидировано.
Следовательно, по ликвидированному обособленному подразделению за отчетные периоды,
следующие за последним отчетным периодом до ликвидации, в Приложении N 5а к листу 02
Декларации заполняются только строки 040, 090, 110, 130 и 190. Данные этих строк
сохраняются без изменения в течение последующих отчетных периодов и за налоговый период
(при условии, что за последующие отчетные периоды и за налоговый период в целом по
организации налоговая база превышала ее размер за отчетный период до ликвидации
обособленного подразделения). Строка 170 Приложения N 5а заполняется в случае, если на
квартал, в котором ликвидировано обособленное подразделение, ему были исчислены
ежемесячные авансовые платежи и уточненные Декларации не представлялись.
В Декларациях, представляемых в налоговый орган по месту постановки на учет
организации (головной организации), в Приложении N 5 к листу 02 в графе 5 указываются
показатели в целом по организации без данных по ликвидированным обособленным
подразделениям.
В случае, когда налоговая база в целом по организации (строка 020 графы 3 Приложения N
5 к листу 02 Декларации) нарастающим итогом с начала года снижается по сравнению с
предыдущим отчетным периодом, в котором действовали ликвидированные впоследствии
обособленные подразделения, подлежит уменьшению ранее исчисленный налог на прибыль как в
целом по организации, так и по обособленным подразделениям, включая ликвидированные
обособленные подразделения. Для этого организация сначала определяет налоговую базу по
ликвидированным обособленным подразделениям исходя из размера долей, определенных за
последний отчетный период, в котором они действовали. Например, за I квартал налоговая
база организации составляла 1000 единиц, доля налоговой базы по ликвидированным в апреле
обособленным подразделениям была определена в размере 20% и составляла 200 единиц. За I
полугодие налоговая база по организации уменьшилась по сравнению с налоговой базой за I
квартал и составила 300 единиц. По ликвидированным обособленным подразделениям она
составит 60 единиц (20% от 300).
Далее налоговая база организации за I полугодие уменьшается на размер уточненной
налоговой базы по ликвидированным подразделениям (300 - 60 = 240). Оставшаяся налоговая
база (240 единиц) принимается за 100% и распределяется между организацией без
обособленных подразделений и действующими обособленными подразделениями.
Если же организацией за I полугодие получен убыток, то вся начисленная за этот период
сумма авансовых платежей налога на прибыль (включая ежемесячные авансовые платежи)
подлежит уменьшению, в том числе и в доле, приходящейся на ликвидированное обособленное
подразделение.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что после снятия организации с учета в налоговом
органе в связи с ликвидацией обособленного подразделения уточненные налоговые Декларации
и Декларации за последующие отчетные (налоговые) периоды по этому обособленному
подразделению представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (головной
организации).
Вопрос о зачете (возврате) налога, излишне уплаченного по месту нахождения
ликвидированного обособленного подразделения, должен рассматриваться налоговым органом,
на учете в котором состоит налогоплательщик (юридическое лицо - головная организация).
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И.ИВАНЕЕВ 17.03.2006
|