Вопрос: В настоящее время за совершение определенных регистрационных действий граждане и
юридические лица уплачивают государственную пошлину в соответствии со ст. 333.33 НК РФ.
Отдельные налогоплательщики в силу различных причин уплачивают государственную пошлину
через третьих лиц с указанием в назначении платежа налогоплательщика, за которого
осуществляется платеж.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по
уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В сложившейся ситуации по смыслу ст. 45 НК РФ граждане и юридические лица не могут
уплачивать государственную пошлину и иные сборы через третьих лиц.
Просьба разъяснить, возможна ли уплата государственной пошлины третьими лицами. Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 15 марта 2006 г. N 03-06-03-03/08 В связи с обращением по вопросу уплаты государственной пошлины за совершение
регистрационных действий через третьих лиц с указанием в назначении платежа плательщика
сбора, за которого осуществляется платеж, Департамент налоговой и таможенно-тарифной
политики разъясняет.
Федеральным законом от 02.11.2004 N 127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и
вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты
Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных
актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", вступившим в силу с 1
января 2005 г., часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)
дополнена новой гл. 25.3 "Государственная пошлина".
В соответствии со ст. ст. 333.16 и 333.17 Кодекса плательщиками государственной
пошлины являются организации и физические лица, в интересах которых специально
уполномоченные органы, организации и должностные лица совершают юридически значимые
действия.
Согласно п. 3 ст. 333.18 Кодекса государственная пошлина уплачивается плательщиком в
наличной и безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины в безналичной форме
подтверждается платежным поручением плательщика с отметкой банка о его исполнении. Факт
уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается квитанцией
установленной формы.
Учитывая изложенное и в соответствии с положениями п. п. 1, 2 и 5 ст. 45 Кодекса
плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени,
уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.
Уплата государственной пошлины иным лицом за заявителя, в отношении которого совершается
юридически значимое действие, законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
Согласно Разъяснению Центрального банка Российской Федерации и Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам от 12.11.2002 N N 151-Т, ФС-18-10/2 организации уплачивают
налоги и сборы самостоятельно в безналичной форме со своих банковских счетов, открытых в
кредитных организациях, филиалах кредитных организаций, учреждениях банка России, если
иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Налогоплательщики-организации при уплате налогов и сборов не вправе вносить в банки
наличные денежные средства для перечисления их на счета по учету доходов соответствующих
бюджетов, минуя свои банковские счета, если иное не предусмотрено законодательством
Российской Федерации.
В соответствии с Письмом Федеральной налоговой службы и Сбербанка Российской Федерации
от 18.02.2005 N ММ-6-10/143/07-125В, вступившим в силу с 1 мая 2005 г., введен новый
бланк платежного документа (извещения) физического лица формы N ПД (налог), который будет
направляться в заполненном налоговым органом виде налогоплательщикам - физическим лицам
вместе с налоговым уведомлением или требованием об уплате налога (сбора). Указанный
платежный документ предназначен для уплаты физическими лицами налогов (сборов), пеней и
штрафов в бюджетную систему Российской Федерации.
В связи с изложенным Минфин России считает, что уплата государственной пошлины через
третьих лиц с указанием в назначении платежа плательщика сбора, за которого
осуществляется платеж, противоречит положениям гл. 25.3 Кодекса.
Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики М.А.МОТОРИН 15.03.2006
|