Вопрос: Основной вид деятельности общественной организации - выпуск и реализация журналов
по социальной работе и социальной литературы.
Так как организация не располагает собственным типографским оборудованием, то набор,
макетирование, изготовление оригинал-макетов производятся в соответствующих
специализирующихся на этих видах деятельности организациях, а печатные работы
(тиражирование) - в типографиях. При этом общественная организация оплачивает услуги
типографии путем оплаты по счетам с расчетного счета в банке по платежному поручению.
Собственных складов, торговых точек, прилавков и магазинов организация не имеет,
поэтому реализация журналов и социальной литературы происходит на добровольной основе
через ОАО "Роспечать" на основе договора (все желающие подписываются на наши журналы,
индексы которых опубликованы в каталоге "Роспечать", в почтовых отделениях), а также по
заявкам органов и учреждений социальной защиты населения.
Оплату за приобретенные журналы и литературу они осуществляют путем оплаты
выставленных счетов общественной организации через банк. За наличный расчет ничего не
продается, так как организация не является торгующей организацией, магазином или складом.
Бухгалтерский учет доходов и расходов ведется по кассовому методу, так как сумма
выручки от реализации товаров (социальных журналов и литературы) без учета НДС не
превышает одного миллиона рублей за каждый квартал.
В целях правильного ведения налогового учета просим разъяснить положения ст. 273 гл.
25 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно имеет ли право общественная
организация признавать расходами суммы, уплаченные сторонним организациям за оказанные
услуги, и принять НДС к вычету, не дожидаясь выставления счета-фактуры, в том месяце, в
котором была произведена оплата счета.
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 20 февраля 2006 г. N 03-03-04/4/35 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу
документального подтверждения расходов по оплате услуг сторонних организаций и сообщает
следующее.
Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при
определении налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные
доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270
Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях,
предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка
которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные
документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления
деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с п. 2 ст. 254, п. п. 1 и 3 ст. 257 Кодекса стоимость товарно-
материальных ценностей, первоначальная стоимость основного средства, первоначальная
стоимость имущества, являющегося предметом лизинга, первоначальная стоимость
амортизируемых нематериальных активов учитываются для целей обложения налогом на прибыль
без учета сумм налогов, подлежащих вычету либо включаемых в расходы согласно Кодексу.
Согласно п. 2 ст. 169 Кодекса счета-фактуры, составленные и выставленные без нарушения
порядка, установленного п. п. 5 и 6 указанной статьи, являются основанием для принятия
предъявленных покупателю продавцом сумм налога на добавленную стоимость к вычету или
возмещению.
При этом п. 1 ст. 172 Кодекса устанавливает, что вычетам подлежат, если иное не
установлено данной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и
уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные им при
ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет
указанных товаров (работ, услуг), с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей,
и при наличии соответствующих первичных документов.
Кроме того, в соответствии со ст. 168 Кодекса в расчетных документах, в том числе в
реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных
документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой.
Таким образом, счет-фактура не является документом, подтверждающим оплату услуг
сторонних организаций.
Исходя из изложенного для принятия в целях налогообложения прибыли сумм расходов по
оплате услуг сторонних организаций наличие счетов-фактур является необязательным при
условии подтверждения факта осуществления указанных расходов первичными документами
(платежными документами, актами приемки-передачи, заключенными договорами и др.) и
осуществления данных расходов для целей получения дохода.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И.ИВАНЕЕВ 20.02.2006
|