Главная arrow Вопросы и ответы arrow Прочие вопросы arrow Вопрос: Банк просит разъяснить применение законодательства о налогах и сборах Российской Федерации в связи с увольнениями работников в

Главное меню
Главная
Типовые бланки
Кодексы РФ
Вопросы и ответы
Права потребителей
Право собственности
Гражданство
Наследство
Законодательство о труде
Законодательство о жилье
Карта сайта
Юриспруденция


Воспользуйся поиском
Поиск
Кто на сайте?
Сейчас в библиотеке:
Посетителей - 12

Вопрос: Банк просит разъяснить применение законодательства о налогах и сборах Российской Федерации в связи с увольнениями работников в

Версия для печати Отправить на e-mail
15.04.2007 г.
Вопрос: Банк просит разъяснить применение законодательства о налогах и сборах Российской 
Федерации в связи с увольнениями работников в следующих ситуациях.
   1. При расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата 
работников увольняемым работникам выплачивается выходное пособие в размере среднего 
месячного заработка, а также за ними сохраняется средний месячный заработок на период 
трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
 По решению органа службы занятости населения средний месячный заработок сохраняется за 
уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения.
   2. При расторжении трудового договора в связи с принятием уполномоченным органом 
юридического лица (советом директоров банка) решения о досрочном прекращении трудового 
договора с членом коллегиального исполнительного органа организации (правления банка) 
увольняемому работнику выплачивается компенсация за досрочное расторжение трудового 
договора.
   Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной 
в Постановлении от 15.03.2005 N 3-П, впредь до внесения в действующее законодательство 
необходимых изменений гарантированный минимальный размер компенсации, выплачиваемой 
руководителю организации при расторжении трудового договора, не может быть ниже, чем это 
определено действующим законодательством для сходных ситуаций расторжения трудового 
договора.
   Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что законодатель не устанавливает 
конкретный размер компенсации и не ограничивает ее каким-либо пределом - размер 
компенсации определяется трудовым договором, то есть по соглашению сторон. Исходя из 
целевого назначения этой выплаты - в максимальной степени компенсировать увольняемому 
лицу неблагоприятные последствия, вызванные потерей работы, размер компенсации может 
определяться с учетом времени, остающегося до истечения срока действия трудового договора,
 тех сумм (оплаты труда), которые увольняемый мог бы получить, продолжая работать в 
должности руководителя организации, дополнительных расходов, которые он, возможно, 
вынужден будет понести в результате досрочного прекращения договора, и т.п.
   Досрочное расторжение с руководителем организации трудового договора без указания, в 
исключение из общих правил, мотивов такого решения требует предоставления ему повышенной 
компенсации, а ее минимальный размер должен быть сопоставим с выплатами, предусмотренными 
действующим законодательством для сходных ситуаций расторжения трудового договора с 
руководителем организации по не зависящим от него обстоятельствам, и во всяком случае он 
не может быть меньше, чем при расторжении трудового договора в связи со сменой 
собственника организации.
   Размер компенсации составляет три средних месячных заработка.
   В связи с изложенным просим разъяснить, освобождаются ли от обложения налогом на  доходы физических лиц и единым социальным налогом следующие виды выплат, связанные с  увольнением работников:    выходное пособие в размере среднего месячного заработка;
   средний месячный заработок, сохраняемый на период трудоустройства, но не свыше двух  месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия);    средний месячный заработок, сохраняемый за уволенным работником в течение третьего  месяца со дня увольнения;    компенсация за досрочное расторжение трудового договора с членом коллегиального  исполнительного органа юридического лица в размере трех средних месячных заработков.    
   Ответ:
   МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   ПИСЬМО
   от 9 февраля 2006 г. N 03-05-01-04/22
   
   Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу  налогообложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом выплат,  связанных с увольнением работников, и сообщает следующее.    В соответствии с п. 3 ст. 217 и пп. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса Российской  Федерации (далее - Кодекс) не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и  единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации,  законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных  органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в  соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с  увольнением работника.    Согласно ст. 178 гл. 27 "Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением  трудового договора" Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) при  расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ст. 81) либо  сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ст. 81) увольняемому  работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также  за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух  месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).    В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным  работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости  населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в  этот орган и не был им трудоустроен.    Таким образом, выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также  средний месячный заработок на период трудоустройства, выплачиваемые работникам в  соответствии со ст. 178 Трудового кодекса, являясь компенсационными выплатами, связанными  с увольнением работника, не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и  единым социальным налогом в соответствии с п. 3 ст. 217 и пп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса.    В соответствии со ст. 279 Трудового кодекса в случае расторжения трудового договора с  руководителем организации до истечения срока его действия по решению уполномоченного  органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного  собственником лица (органа) при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя  ему выплачивается компенсация за досрочное расторжение с ним трудового договора в размере,  определяемом трудовым договором, исходя из принципа компенсирования увольняемому лицу  неблагоприятных последствий, вызванных потерей работы.    Согласно ст. 281 Трудового кодекса федеральными законами, учредительными документами  организации на членов коллегиального исполнительного органа организации, заключивших  трудовой договор, могут распространяться особенности регулирования труда, установленные  для руководителя организации.    Федеральными законами могут устанавливаться другие особенности регулирования труда  руководителей организаций и членов коллегиальных исполнительных органов этих организаций.    В соответствии с изложенным на основании п. 3 ст. 217 и пп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса  компенсации за досрочное расторжение трудового договора с членами коллегиального  исполнительного органа организации не подлежат налогообложению налогом на доходы  физических лиц и единым социальным налогом в размерах, определенных трудовым договором.    
   Заместитель директора
   Департамента налоговой
   и таможенно-тарифной политики
   А.И.ИВАНЕЕВ
   09.02.2006
 
< Пред.   След. >