Вопрос: С 1 января 2006 г. индивидуальный предприниматель планирует ввести в эксплуатацию
дополнительные площади, предназначенные для осуществления розничной торговли, подпадающей
под режим ЕНВД. Это будет 2-этажное здание, на каждом этаже расположены три отдельных
помещения, приспособленных под магазины, разделенные между собой капитальными стенами,
лестничными маршами с отдельными входами и кассовыми узлами, с отдельными подотчетными,
отличными от других, группами товаров. Общая площадь 6 магазинов составляет 341 кв. м.
Вправе ли индивидуальный предприниматель с введением новых площадей, расположенных на
разных этажах и имеющих свою различную номенклатуру товара и кассовые аппараты, считать
их как отдельные объекты организации торговли и вследствие этого применять ограничения в
150 кв. м по каждой отдельной площади либо он должен суммировать все имеющиеся площади,
расположенные в одном здании, и, если их общая сумма превышает допустимые ограничения в
150 кв. м, прекратить использовать режим ЕНВД и применять иной режим налогообложения?
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 27 января 2006 г. N 03-11-05/24 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросу порядка применения
системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов
деятельности сообщает следующее.
Статьей 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определены
виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться система
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, в том числе розничной торговли,
осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150
квадратных метров по каждому объекту организации торговли, а также через киоски, палатки,
лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также
объекты нестационарной торговой сети.
При этом ст. 346.27 Кодекса установлено, что стационарной торговой сетью, имеющей
торговые залы, признается торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения
торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием
обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания
покупателей. К данной категории торговых объектов относятся магазины и павильоны.
Под магазином понимается специально оборудованное стационарное здание (его часть),
предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми,
подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема,
хранения товаров и подготовки их к продаже.
Площадью торгового зала является часть магазина, павильона (открытой площадки),
занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения
денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и
кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов
для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади
торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений
для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится
обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала
определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
В целях гл. 26.3 Кодекса к инвентаризационным и правоустанавливающим документам
относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на
объект стационарной торговой сети, содержащие необходимую информацию о назначении,
конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию,
подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого
помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор
аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право
обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы).
В случае если для осуществления розничной торговли оформлено несколько отдельных
правоустанавливающих документов на приобретенные (арендуемые) помещения, в каждом из
которых площадь торгового зала не превышает 150 квадратных метров, и в каждом зале
предполагается установить отдельный контрольно-кассовый аппарат, то данные помещения
рассматриваются как отдельные объекты организации торговли, и, соответственно, площадь
торгового зала в целях применения гл. 26.3 Кодекса должна определяться отдельно по
каждому объекту организации торговли.
В случае если для осуществления розничной торговли оформлен один правоустанавливающий
документ на все помещения, то в целях применения гл. 26.3 Кодекса указанные помещения
рассматриваются как один объект организации торговли, и при определении площади торгового
зала суммируется площадь всех помещений, используемых для торговли.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И.ИВАНЕЕВ 27.01.2006
|