Вопрос: Банк просит разъяснить следующее. Согласно Приказам МНС России, которыми утверждены налоговые декларации по налогу на
прибыль организаций, транспортному налогу, налогу на имущество организаций, достоверность
и полнота сведений, представленных в декларациях, подтверждаются подписями руководителя и
главного бухгалтера организации или уполномоченного представителя.
Вместе с тем формы Налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость,
утвержденная Приказом Минфина России от 03.03.2005 N 31н, Налоговой декларации по единому
социальному налогу, утвержденная Приказом Минфина России от 10.02.2005 N 21н, не
предусматривают поля для подписи уполномоченным представителем налогоплательщика.
В связи с вышеизложенным просим разъяснить следующее. Вправе ли уполномоченные представители организации подписывать налоговые декларации, в
которых не предусмотрено соответствующее поле?
Каков порядок подтверждения достоверности и полноты сведений, указанных в декларации,
если в организации временно отсутствует главный бухгалтер?
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 17 января 2006 г. N 03-02-07/1-7 В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу о
порядке представления налоговых деклараций и сообщается следующее.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)
налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном
порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая
обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 1 ст. 80 Кодекса установлено, что налоговая декларация представляет собой
письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах,
источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные,
связанные с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется каждым
налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если
иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Налоговая декларация представляется в налоговые органы по месту учета
налогоплательщика по установленной форме в соответствии с законодательством о налогах и
сборах. Кодексом не предоставлено право налогоплательщику изменять форму налоговой
декларации.
Статьей 80 Кодекса не определено лицо, уполномоченное подтверждать достоверность и
полноту сведений, содержащихся в налоговых декларациях, вместо налогоплательщика.
Указанная статья не содержит положений, на основании которых уполномоченный представитель
мог бы подтверждать достоверность и полноту сведений, содержащихся в налоговой декларации.
В п. 2 данной статьи перечислены способы представления налоговой декларации
налогоплательщиком в налоговый орган, и наряду с передачей декларации по
телекоммуникационным каналам связи, а также в виде почтового отправления с описью
вложения указывается в том числе передача налоговой декларации через представителя.
Согласно Приказам Минфина России (в частности, от 03.03.2005 N 31н, зарегистрирован в
Минюсте России 07.04.2005 N 6476; от 03.03.2005 N 32н, зарегистрирован в Минюсте России
30.03.2005 N 6454) об утверждении форм налоговых деклараций и Порядков их заполнения
достоверность и полнота сведений, указанных в декларации организации, подтверждаются
подписями руководителя и главного бухгалтера организации, а также проставляются печать
организации и дата подписания. В случае отсутствия в организации главного бухгалтера
достоверность и полнота сведений, указанных в декларации, подтверждаются подписью
бухгалтера, осуществляющего ведение в организации бухгалтерского учета, либо руководителя
специализированной организации (централизованной бухгалтерии) или бухгалтера-специалиста,
осуществляющих на договорных началах ведение в организации бухгалтерского учета.
При этом в случае отсутствия в организации главного бухгалтера на титульном листе
декларации проставляется подпись лица, осуществляющего ведение в организации
бухгалтерского учета, с приложением копии приказа этой организации, подтверждающего
исполнение такой обязанности.
В соответствии с вышеуказанными Приказами Минфина России уполномоченные представители
организации были исключены из круга лиц, подтверждающих достоверность и полноту сведений,
указанных в налоговых декларациях.
Ответственность за достоверность и полноту сведений, содержащихся в налоговой
декларации, несет налогоплательщик.
В п. 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.
2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской
Федерации" указано, что при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к
ответственности за то или иное нарушение законодательства о налогах и сборах действия
(бездействие) его представителя расцениваются как действия (бездействие) самого
налогоплательщика.
Одновременно сообщаем, что для предоставления уполномоченным представителям права на
подтверждение достоверности и полноты сведений, содержащихся в налоговой декларации,
требуется соответствующее законодательное регулирование.
В настоящее время подготавливается к рассмотрению Государственной Думой Федерального
Собрания Российской Федерации во втором чтении проект федерального закона N 181057-4 "О
внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с
осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования". Полагаем
целесообразным при подготовке поправок к указанному законопроекту рассмотреть вопрос о
внесении изменений в часть первую Кодекса, направленных на предоставление права
подтверждения достоверности и полноты сведений, содержащихся в налоговой декларации,
вместо руководителя организации лицам, являющимся законными представителями этой
организации и исполняющим соответствующие обязанности на основании приказа руководителя
организации.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И.ИВАНЕЕВ 17.01.2006
|