Главная arrow Права потребителей arrow Федеральный Закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ (ред. от 02.02.2006) "о газоснабжении в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 12.03.1999)

Главное меню
Главная
Типовые бланки
Кодексы РФ
Вопросы и ответы
Права потребителей
Право собственности
Гражданство
Наследство
Законодательство о труде
Законодательство о жилье
Карта сайта
Юриспруденция


Воспользуйся поиском
Поиск
Кто на сайте?
Сейчас в библиотеке:
Посетителей - 12

Федеральный Закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ (ред. от 02.02.2006) "о газоснабжении в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 12.03.1999)

Версия для печати Отправить на e-mail
15.04.2007 г.
31 марта 1999 года N 69-ФЗ

   
   
   РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
   
   ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
   
   О ГАЗОСНАБЖЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
   Принят
   Государственной Думой
   12 марта 1999 года
   
   Одобрен
   Советом Федерации
   17 марта 1999 года
   
   (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ,
   от 23.12.2005 N 182-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ)
   
   Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
   Статья 1. Цель настоящего Федерального закона
   
   Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и организационные  основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации и направлен на  обеспечение удовлетворения потребностей государства в стратегическом виде энергетических  ресурсов.    Положения настоящего Федерального закона основываются на положениях Конституции  Российской Федерации, в соответствии с которыми вопросы, касающиеся федеральных  энергетических систем, правовых основ единого рынка, основ ценовой политики, безопасности  Российской Федерации, относятся к предметам ведения Российской Федерации.    
   Статья 2. Основные понятия
   
   Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
   газ - природный газ, нефтяной (попутный) газ, отбензиненный сухой газ, газ из  газоконденсатных месторождений, добываемый и собираемый газо- и нефтедобывающими  организациями, и газ, вырабатываемый газо- и нефтеперерабатывающими организациями;    газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по  обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда  разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа;    система газоснабжения - имущественный производственный комплекс, состоящий из  технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно  управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки,  хранения, поставок газа;    газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из  организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для  транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям;    независимая организация - организация, которая осуществляет производство и поставки  газа и является независимой от организаций - собственников систем газоснабжения и  организаций - собственников газораспределительных систем;    газотранспортная организация - организация, которая осуществляет транспортировку газа  и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и  другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных  основаниях;    газификация - деятельность по реализации научно-технических и проектных решений,  осуществлению строительно-монтажных работ и организационных мер, направленных на перевод  объектов жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных объектов на использование  газа в качестве топливного и энергетического ресурса;    охранная зона объектов системы газоснабжения - территория с особыми условиями  использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской  Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы  газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и  исключения возможности их повреждения;    поставщик (газоснабжающая организация) - собственник газа или уполномоченное им лицо,  осуществляющие поставки газа потребителям по договорам;    потребитель газа (абонент, субабонент газоснабжающей организации) - юридическое или  физическое лицо, приобретающее газ у поставщика и использующее его в качестве топлива или  сырья.    
   Статья 3. Законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в  Российской Федерации    
   (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
   
   Законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в Российской  Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе  Российской Федерации, Федеральном законе "О недрах", Федеральном законе "О естественных  монополиях", Федеральном законе "О континентальном шельфе Российской Федерации" и состоит  из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов,  нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов  муниципальных образований.    
   Глава II. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
   ГАЗОСНАБЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
   Статья 4. Принципы государственной политики в области газоснабжения в Российской  Федерации    
   В целях обеспечения единого подхода к решению вопросов, касающихся газоснабжения в  Российской Федерации, со стороны органов государственной власти Российской Федерации,  органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного  самоуправления, а также организаций, осуществляющих газоснабжение в Российской Федерации,  устанавливаются следующие принципы государственной политики в указанной области:    государственная поддержка развития газоснабжения в целях улучшения социально- экономических условий жизни населения, обеспечения технического прогресса и создания  условий для развития экономики Российской Федерации с учетом промышленной и экологической  безопасности;    государственное регулирование рационального использования запасов газа, особенно  запасов газа, имеющих стратегическое значение;    повышение уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных  организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, на основе  формирования и реализации соответствующих федеральной, межрегиональных и региональных  программ газификации;    определение основ ценовой политики в отношении газа;
   создание условий для широкого использования газа в качестве моторного топлива и сырья  для химической промышленности Российской Федерации;    обеспечение надежной сырьевой базы добычи газа;
   обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации.
   
   Статья 5. Системы газоснабжения в Российской Федерации
   
   Федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской  Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем  газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Федеральная  система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской  Федерации.    Для входящих в федеральную систему газоснабжения организаций - собственников Единой  системы газоснабжения, организаций - собственников региональных систем газоснабжения,  организаций - собственников газораспределительных систем и независимых организаций  независимо от форм их собственности и организационно-правовых форм действуют единые  правовые основы формирования рынка и ценовой политики, единые требования энергетической,  промышленной и экологической безопасности, установленные настоящим Федеральным законом,  другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными  правовыми актами Российской Федерации.    
   Статья 6. Единая система газоснабжения
   
   Единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный  комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически  взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов,  предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в  собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством  организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в  собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других  основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Единая система  газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее  деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации.    
   Статья 7. Региональные системы газоснабжения и газораспределительные системы
   
   (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
   
   Региональная система газоснабжения представляет собой имущественный производственный  комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически  взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов,  предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, независим от  Единой системы газоснабжения и находится в собственности организации, образованной в  установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке,  получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность либо  создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством Российской  Федерации основаниях. Региональная система газоснабжения является основной системой  газоснабжения территорий соответствующих субъектов Российской Федерации; ее деятельность  контролируется уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации.    Газораспределительная система представляет собой имущественный производственный  комплекс, который состоит из организационно и экономически взаимосвязанных объектов,  предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям на  соответствующей территории Российской Федерации, независим от Единой системы  газоснабжения и региональных систем газоснабжения и находится в собственности организации,  образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме  и порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в  собственность либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных  законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации  основаниях. Организация - собственник газораспределительной системы представляет собой  специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих  территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с  подачей газа потребителям и их обслуживанием. Газораспределительные системы  контролируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.    Организация газоснабжения населения является полномочием органов местного  самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.    Организация газоснабжения поселений в границах муниципального района является  полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в  порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными  нормативными правовыми актами.    При купле-продаже акций собственников региональных систем газоснабжения и  собственников газораспределительных систем, проведении других сделок или операций,  связанных с изменением собственников указанных акций, доля иностранных граждан или  иностранных организаций не должна превышать 20 процентов общего количества обыкновенных  акций собственников указанных систем.    
   Статья 8. Полномочия федеральных органов государственной власти в области  газоснабжения    
   К полномочиям федеральных органов государственной власти в области газоснабжения  относятся:    разработка и реализация государственной политики в области газоснабжения;
   разработка и принятие федеральных законов, иных нормативных правовых актов,  направленных на реализацию государственной политики в области газоснабжения;    разработка и реализация федеральной программы газификации в Российской Федерации;
   осуществление государственного регулирования использования стратегических запасов газа,  надзор и контроль за промышленной и экологической безопасностью производственных  объектов систем газоснабжения;    стандартизация, метрологическое обеспечение и сертификация в области газоснабжения.
   Правительство Российской Федерации в области газоснабжения осуществляет свои  полномочия в соответствии с Федеральным законом "О Правительстве Российской Федерации", в  том числе:    устанавливает порядок формирования и утверждения перспективного баланса добычи и  реализации газа в Российской Федерации, исходя из ресурсов газа, технических возможностей  систем газоснабжения и прогноза потребности в энергетических ресурсах;    утверждает правила поставок газа, правила пользования газом и предоставления услуг по  газоснабжению, федеральную программу газификации в Российской Федерации, правила охраны  магистральных трубопроводов, газораспределительных сетей и других объектов систем  газоснабжения, порядок доступа независимых организаций к газотранспортным и  газораспределительным сетям, порядок использования газа в качестве топлива, перечень  потребителей, в том числе организаций, которые имеют преимущественное право пользования  газом в качестве топлива и поставки газа которым не подлежат ограничению или прекращению  (далее - неотключаемые потребители);    устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его  транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок компенсации  убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению в  соответствии с льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.    
   Статья 9. Утратила силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
   
   Глава III. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
   МЕСТОРОЖДЕНИЙ ГАЗА
   
   Статья 10. Основания и порядок отнесения месторождений газа к объектам федерального  значения    
   К объектам федерального значения относятся месторождения газа, имеющие стратегическое  значение для газоснабжения в Российской Федерации. Обоснование необходимости отнесения  месторождения газа к объектам федерального значения, а также предложение о его отнесении  к таким объектам в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений  в Закон Российской Федерации "О недрах" вносится на рассмотрение Правительства Российской  Федерации федеральным органом исполнительной власти в области энергетики.    (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
   Отнесение месторождения газа к объектам федерального значения осуществляется  Правительством Российской Федерации.    (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
   
   Статья 11. Формирование федерального фонда резервных месторождений газа
   
   В целях обеспечения энергетической безопасности Российской Федерации часть  месторождений газа федерального значения, эксплуатация которых в установленном  федеральным законом порядке отнесена на последующий период, решением Правительства  Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области  энергетики может быть включена в федеральный фонд резервных месторождений газа.  Федеральный фонд резервных месторождений газа формируется из числа открытых и разведанных  месторождений газа, для которых лицензии на добычу газа не выданы.    (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
   При включении в федеральный фонд резервных месторождений газа месторождения, поиск и  разведку которого организация провела за счет собственных средств, указанная организация  получает компенсацию из средств федерального бюджета в порядке, установленном  Правительством Российской Федерации.    (часть вторая в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
   Решение о вводе в эксплуатацию месторождения газа из федерального фонда резервных  месторождений газа принимается Правительством Российской Федерации.    
   Статья 12. Порядок ввода в эксплуатацию месторождений газа федерального значения
   
   В целях обеспечения надежного газоснабжения в Российской Федерации Правительство  Российской Федерации может без проведения конкурса принять решение о передаче  месторождения газа федерального значения в эксплуатацию организации, осуществившей за  счет собственных средств поиск и разведку указанного месторождения, организации -  собственнику Единой системы газоснабжения, организации - собственнику региональной  системы газоснабжения или о проведении конкурса на передачу указанного месторождения в  эксплуатацию.    Организации, которой передано месторождение газа федерального значения в эксплуатацию,  предоставляется лицензия, оформленная в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации.    
   Глава IV. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ
   ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ГАЗОСНАБЖЕНИЯ
   
   Статья 13. Полномочия организации - собственника Единой системы газоснабжения
   
   В целях обеспечения надежного газоснабжения и выполнения международных договоров  Российской Федерации и соглашений о поставках газа организация - собственник Единой  системы газоснабжения:    обеспечивает строительство, эксплуатацию, реконструкцию и развитие объектов Единой  системы газоснабжения;    обеспечивает непрерывный диспетчерский контроль за функционированием объектов Единой  системы газоснабжения, а также подсоединенных к ней объектов газоснабжения в точках их  подсоединения;    осуществляет управление функционированием Единой системы газоснабжения;
   обеспечивает использование на объектах Единой системы газоснабжения энергосберегающих  и экологически чистых оборудования и технических процессов;    осуществляет мероприятия, направленные на обеспечение промышленной и экологической  безопасности объектов Единой системы газоснабжения, охраны окружающей природной среды;    осуществляет мероприятия, направленные на предупреждение потенциальных аварий и  катастроф, ликвидацию их последствий на объектах Единой системы газоснабжения.    В процессе функционирования Единой системы газоснабжения в целях повышения ее  эффективности организация - собственник Единой системы газоснабжения может осуществлять  меры по совершенствованию структуры данной системы газоснабжения без нарушения надежности  газоснабжения.    
   Статья 14. Неделимость Единой системы газоснабжения
   
   Для обеспечения надежного газоснабжения, безопасного и устойчивого функционирования  объектов Единой системы газоснабжения, связанных общим технологическим режимом добычи,  транспортировки и поставок газа, разделение Единой системы газоснабжения не допускается.  Ликвидация организации - собственника Единой системы газоснабжения может быть  осуществлена только на основании федерального закона.    Технологическое и диспетчерское управление объектами, подсоединенными к Единой системе  газоснабжения, независимо от того, в чьей собственности они находятся, осуществляется  централизованно организацией - собственником Единой системы газоснабжения. Организация -  собственник подсоединенного к Единой системе газоснабжения объекта не может осуществить  вывод его из эксплуатации без согласования с организацией - собственником Единой системы  газоснабжения в период действия между ними договора о подсоединении.    
   Статья 15. Акции организации - собственника Единой системы газоснабжения и особенности  их оборота    
   (в ред. Федерального закона от 23.12.2005 N 182-ФЗ)
   
   Суммарная доля обыкновенных акций организации - собственника Единой системы  газоснабжения, которые находятся в собственности Российской Федерации и в собственности  акционерных обществ, более 50 процентов акций которых находится в собственности  Российской Федерации, не может составлять менее чем 50 процентов плюс одна акция общего  количества обыкновенных акций организации - собственника Единой системы газоснабжения.  Продажа и иные способы отчуждения таких обыкновенных акций могут быть осуществлены на  основании федерального закона.    
   Глава V. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЕДИНОГО РЫНКА ГАЗА
   НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
   Статья 16. Основы создания и развития единого рынка газа
   
   Основами создания и развития единого рынка газа на территории Российской Федерации  являются:    формирование круга потребителей газа на основе широкого внедрения газа как  энергетического и топливного ресурса в производство и быт на территориях субъектов  Российской Федерации - развитие газификации;    создание экономически взаимовыгодных отношений потребителей и поставщиков газа;
   создание условий надежного обеспечения газом потребителей различных категорий;
   проведение государственной политики ценообразования, направленной на развитие единого  рынка газа.    
   Статья 17. Правовые основы развития газификации территорий Российской Федерации
   
   Развитие газификации территорий Российской Федерации осуществляется на основании  перспективного баланса добычи и потребления газа, а также принятых в установленном  порядке федеральной, межрегиональных и региональных программ газификации жилищно- коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций. Порядок разработки и реализации  указанных федеральных программ устанавливается Правительством Российской Федерации.  Финансирование федеральных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства,  промышленных и иных организаций может осуществляться за счет средств федерального бюджета,  бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации и иных не запрещенных  законодательством Российской Федерации источников.    Для финансирования программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных  и иных организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в  порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут быть введены  специальные надбавки к тарифам на транспортировку газа газораспределительными  организациями. В этом случае органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  осуществляют контроль за целевым использованием финансовых средств, полученных в  результате введения указанных надбавок.    
   
   Статья 18. Правовые основы поставок газа
   
   Поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями  независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и  утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами  пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами,  изданными во исполнение настоящего Федерального закона.    Преимущественное право на заключение договоров поставки газа имеют его покупатели для  государственных или муниципальных нужд, коммунально-бытовых и социальных нужд граждан, а  также его покупатели, в отношении которых продлеваются действующие договоры поставки газа.    (в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ)
   Для организаций, деятельность которых финансируется за счет средств федерального  бюджета, Правительство Российской Федерации вводит порядок обязательного заключения  государственных контрактов на поставки газа в соответствии с порядком поставок продукции  для федеральных государственных нужд, установленным законодательством Российской  Федерации.    При заключении государственного или муниципального контракта на поставки газа для  государственных или муниципальных нужд в нем должен учитываться объем потребления газа,  согласованный государственным или муниципальным заказчиком в порядке, установленном  Правительством Российской Федерации.    (часть четвертая введена Федеральным законом от 02.02.2006 N 19-ФЗ)
   Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов  Российской Федерации, органами местного самоуправления ежегодно предусматриваются в  соответствующих бюджетах средства на финансирование поставок газа, объем потребления  которого согласован.    (часть пятая введена Федеральным законом от 02.02.2006 N 19-ФЗ)
   
   Статья 19. Качество поставляемого газа
   
   Поставки газа потребителям осуществляются только при соответствии качества  поставляемого газа государственным стандартам и при наличии сертификатов соответствия.    
   Глава VI. ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
   В ОБЛАСТИ ГАЗОСНАБЖЕНИЯ
   
   Статья 20. Принципы государственной ценовой политики в области газоснабжения
   
   Государственная ценовая политика в области газоснабжения осуществляется на основе  следующих принципов:    создание благоприятных условий для поиска, разведки и освоения месторождений газа,  добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, обеспечения самофинансирования  организаций систем газоснабжения;    абзац утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
   расширение сфер применения рыночных цен на газ и услуги по газификации жилищно- коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций с учетом стоимости, качества и  потребительских свойств альтернативных газу видов энергетических ресурсов в целях  формирования рынка энергетических ресурсов;    контроль за соблюдением регулируемых государством цен и тарифов в области  газоснабжения;    удовлетворение платежеспособного спроса на газ;
   стимулирование использования газа в качестве моторного топлива для транспортных  средств в целях уменьшения выбросов вредных веществ в окружающую природную среду и  повышения экономической эффективности использования топливных ресурсов;    обеспечение конкурентоспособности российского газа на мировом энергетическом рынке;
   возмещение за счет средств соответствующих бюджетов организации - собственнику системы  газоснабжения фактических убытков в размере образовавшейся задолженности по оплате газа  неотключаемыми потребителями.    
   Статья 21. Регулирование цен на газ и тарифов на услуги по транспортировке газа
   
   Государственное регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа, отнесенные  Федеральным законом "О естественных монополиях" к сфере деятельности субъектов  естественных монополий, осуществляет федеральный орган исполнительной власти в области  регулирования тарифов.    (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
   По решению Правительства Российской Федерации регулирование тарифов на услуги по  транспортировке газа может быть заменено государственным регулированием цен на газ для  конечных потребителей, использующих его в качестве топлива и (или) сырья, а также тарифов  на услуги по транспортировке газа для независимых организаций в порядке, установленном  Правительством Российской Федерации. При государственном регулировании цен на газ и  тарифов на услуги по транспортировке газа учитываются экономически обоснованные затраты и  прибыль, а также уровень обеспечения организаций - собственников систем газоснабжения  финансовыми средствами на расширение добычи газа, сети газопроводов и подземных хранилищ  газа.    В целях осуществления расчетов между организациями, входящими в состав системы  газоснабжения, организация - собственник данной системы определяет внутренние расчетные  цены на газ и внутренние расчетные тарифы на услуги по транспортировке газа.    
   Статья 22. Утратила силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
   
   Статья 23. Регулирование тарифов на услуги газораспределительных организаций
   
   Федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов утверждает  тарифы на услуги организаций - собственников газораспределительных систем по  транспортировке газа и порядок их применения. Указанные тарифы могут быть  дифференцированы с учетом экономических и социальных условий газоснабжения частей  территорий субъектов Российской Федерации.    (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
   
   Статья 24. Социальные гарантии для малоимущих граждан
   
   (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
   
   Социальные гарантии для малоимущих граждан в части компенсации понесенных ими затрат  на приобретение газа и перечень данных категорий граждан определяются законами и иными  нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.    
   Статья 25. Гарантии оплаты поставленного газа и услуг по его транспортировке
   
   На основе договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке  потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги. При несоблюдении  потребителями условий договоров поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа  в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.    
   При несоблюдении условий указанных договоров неотключаемыми потребителями,  деятельность которых финансируется за счет средств федерального бюджета или бюджетов  субъектов Российской Федерации, ответственность за оплату поставок газа и оказание услуг  по газоснабжению возлагается на соответствующего государственного заказчика.    (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
   
   Глава VII. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГАЗОСНАБЖЕНИЯ
   
   Статья 26. Антимонопольные правила для организаций - собственников систем  газоснабжения    
   Организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным  ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное  законодательство, в том числе такие действия, как:    навязывание потребителям газа условий договоров, не относящихся к предмету договоров;
   включение в договоры условий, которые ставят одного потребителя в неравное положение  по сравнению с другими потребителями;    нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;
   необоснованные отказы от заключения договоров с отдельными потребителями при наличии  ресурсов газа и возможностей его транспортировки;    создание препятствий независимым организациям для доступа на рынок газа;
   сокращение объема добычи и поставок газа в целях поддержания монопольно высоких цен.
   
   Статья 27. Доступ организаций к газотранспортным и газораспределительным сетям
   
   Организации - собственники систем газоснабжения обязаны обеспечить недискриминационный  доступ любым организациям, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации,  к свободным мощностям принадлежащих им газотранспортных и газораспределительных сетей в  порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Качество предназначенного для  транспортировки указанными организациями газа должно соответствовать государственным  стандартам и подтверждаться сертификатами соответствия требованиям стандарта.    
   
   Глава VIII. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
   ОРГАНИЗАЦИЙ - СОБСТВЕННИКОВ СИСТЕМ ГАЗОСНАБЖЕНИЯ
   И ОРГАНИЗАЦИЙ ИНЫХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ
   
   Статья 28. Правовое регулирование землепользования при строительстве и эксплуатации  объектов систем газоснабжения    
   Земельные участки для строительства, эксплуатации и ремонта объектов систем  газоснабжения передаются организациям - собственникам систем газоснабжения в постоянное  или во временное пользование в порядке, определенном земельным законодательством  Российской Федерации.    В постоянное пользование организации - собственнику системы газоснабжения передаются  земельные участки для строительства технологических объектов по добыче и хранению газа,  объектов магистрального газопровода с переводом таких участков в категорию земель  промышленности и транспорта.    Во временное пользование организации - собственнику системы газоснабжения передаются  земельные участки для выполнения работ по строительству и ремонту объектов системы  газоснабжения, обеспечению их безопасности. Предоставление земельных участков,  находящихся в государственной или муниципальной собственности и отнесенных к категории  земель промышленности, энергетики, недропользования или транспорта, осуществляется  безвозмездно на основании решений органов власти, к полномочиям которых данный вопрос  отнесен земельным законодательством Российской Федерации. Предоставление земельных  участков, принадлежащих другим собственникам, осуществляется с согласия собственников  земельных участков на основании договоров, заключаемых между собственниками земельных  участков или уполномоченными ими лицами и организацией - собственником системы  газоснабжения. Организация - собственник системы газоснабжения или уполномоченная им  эксплуатирующая организация после завершения намеченных работ на земельном участке,  переданном такой организации во временное пользование, обязана:    рекультивировать земельный участок и передать его владельцу, пользователю или  арендатору по акту в установленном порядке;    возместить в согласованных размерах владельцу, пользователю или арендатору земельного  участка понесенные ими убытки.    Организации, в ведении которых находятся объекты системы газоснабжения, расположенные  в лесах, обязаны:    содержать охранные зоны объектов системы газоснабжения в пожаробезопасном состоянии;
   проводить намеченные работы, вырубать деревья (кустарники) в охранных зонах объектов  системы газоснабжения и за пределами таких зон в порядке, установленном лесным  законодательством Российской Федерации.    При возникновении на объекте системы газоснабжения аварии, катастрофы организация -  собственник такой системы или уполномоченная им эксплуатирующая организация имеет право  беспрепятственной доставки необходимых сил и средств к месту аварии, катастрофы и обязана  в полном объеме возместить нанесенный ею ущерб собственнику земельного участка, по  территории которого осуществлялась доставка необходимых сил и средств.    На земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются охранные зоны с  особыми условиями использования таких земельных участков. Границы охранных зон объектов  системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны  магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных  документов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не  могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных  минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией -  собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы  не имеют права чинить препятствия организации - собственнику системы газоснабжения или  уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов  системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.    
   Статья 29. Правовые основы взаимодействия систем газоснабжения и систем  электроснабжения    
   В целях обеспечения надежного функционирования системы газоснабжения и работающих на  газовом топливе организаций системы электро- и теплоснабжения осуществляются меры по  координации взаимодействия указанных систем, в том числе:    организации - собственники указанных систем разрабатывают согласованные балансы  потребления газа, электрической и тепловой энергии, обеспечивающие их эффективное  функционирование;    организация - собственник системы газоснабжения и организация - собственник системы  электро- и теплоснабжения заключают долгосрочный договор поставки электрической и  тепловой энергии для объектов системы газоснабжения и газа для объектов системы электро-  и теплогазоснабжения с указанием особых условий таких поставок и оплаты за поставляемые  газ, электрическую и тепловую энергию.    
   Глава IX. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
   СИСТЕМ ГАЗОСНАБЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
   Статья 30. Правовое регулирование промышленной безопасности при осуществлении  газоснабжения    
   Правовое регулирование промышленной безопасности в организациях, занимающихся  газоснабжением в Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Федеральным  законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Законом  Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", Федеральным законом "Об  экологической экспертизе", настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами  и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.    Порядок разработки и утверждения норм и нормативов в области промышленной безопасности  объектов систем газоснабжения устанавливается федеральным органом исполнительной власти,  специально уполномоченным в области промышленной безопасности.    
   Статья 31. Прогнозирование вероятности возникновения аварий, катастроф на объектах  систем газоснабжения    
   Каждый объект систем газоснабжения, отнесенный в установленном законодательством  Российской Федерации порядке к категории опасных, а также проекты нормативных правовых  актов и технические проекты в области промышленной безопасности систем газоснабжения и их  объектов подлежат государственной экологической экспертизе в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации.    В отношении каждого объекта систем газоснабжения постоянно осуществляется  прогнозирование вероятности возникновения аварий, катастроф. Требования, нормы, правила и  методика прогнозирования вероятности возникновения аварий, катастроф на объектах систем  газоснабжения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, специально  уполномоченным в области промышленной безопасности.    
   Статья 32. Особенности обеспечения промышленной безопасности объектов систем  газоснабжения    
   Организация - собственник системы газоснабжения кроме мер, предусмотренных  законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности, обязана  обеспечить на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объектов системы  газоснабжения осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию  таких объектов, локализации и уменьшению последствий аварий, катастроф.    Юридические и физические лица, виновные в возникновении аварий, катастроф на объектах  систем газоснабжения, в том числе аварий, катастроф, возникших в связи со скрытыми  дефектами материалов, оборудования, с некачественным выполнением строительно-монтажных  работ, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.    Органы исполнительной власти и должностные лица, граждане, виновные в нарушении правил  охраны магистральных трубопроводов, газораспределительных сетей и других объектов систем  газоснабжения, строительстве зданий, строений и сооружений без соблюдения безопасных  расстояний до объектов систем газоснабжения или в их умышленном блокировании либо  повреждении, иных нарушающих бесперебойную и безопасную работу объектов систем  газоснабжения незаконных действиях, несут ответственность в соответствии с  законодательством Российской Федерации.    Здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и  правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет  средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.    Вмешательство в работу объектов систем газоснабжения не уполномоченных на то  юридических и физических лиц запрещается.    Материальный ущерб, нанесенный организации - собственнику системы газоснабжения в  результате умышленного ее блокирования или повреждения либо иных нарушающих бесперебойную  и безопасную работу объектов систем газоснабжения незаконных действий, возмещается в  установленном порядке виновными лицами или принявшими противоправные решения лицами.    Материальный ущерб, нанесенный организации - собственнику системы газоснабжения  вследствие непреодолимой силы, возмещается за счет средств обязательного страхования.    
   Статья 33. Обеспечение готовности опасного объекта системы газоснабжения к локализации  аварий, катастроф, ликвидации их последствий    
   Организация - собственник опасного объекта системы газоснабжения обеспечивает его  готовность к локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации последствий в случае  их возникновения посредством осуществления следующих мероприятий:    создает аварийно-спасательную службу или привлекает на условиях договоров  соответствующие специализированные службы;    осуществляет разработку планов локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации  их последствий;    создает инженерные системы контроля и предупреждения возникновения потенциальных  аварий, катастроф, системы оповещения, связи и защиты;    создает запасы материально-технических и иных средств;
   осуществляет подготовку работников опасного объекта системы газоснабжения к действиям  по локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации их последствий.    Перечень мероприятий по обеспечению готовности опасного объекта системы газоснабжения  к локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации их последствий разрабатывается  организацией - собственником системы газоснабжения и согласуется с территориальным  подразделением федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в  области промышленной безопасности.    
   Статья 34. Учетно-отчетное время для объектов систем газоснабжения
   
   Для объектов систем газоснабжения независимо от местонахождения таких объектов  решением Правительства Российской Федерации устанавливается единое учетно-отчетное время,  которое определяет начало учетных суток, учетного месяца, учетного года для всех  организаций, осуществляющих деятельность по добыче, транспортировке и поставкам газа.    
   Глава X. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
   Статья 35. Вступление в силу настоящего Федерального закона
   
   1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
   2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской  Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным  законом.    Поручить Правительству Российской Федерации внести в установленном порядке в  Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложения о приведении  законодательных актов Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом.    
   Президент
   Российской Федерации
   Б.ЕЛЬЦИН
   Москва, Кремль
   31 марта 1999 года
   N 69-ФЗ
 
< Пред.   След. >