31 марта 1999 года N 69-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГАЗОСНАБЖЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 12 марта 1999 года Одобрен Советом Федерации 17 марта 1999 года (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 23.12.2005 N 182-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ) Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Цель настоящего Федерального закона Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и организационные
основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации и направлен на
обеспечение удовлетворения потребностей государства в стратегическом виде энергетических
ресурсов.
Положения настоящего Федерального закона основываются на положениях Конституции
Российской Федерации, в соответствии с которыми вопросы, касающиеся федеральных
энергетических систем, правовых основ единого рынка, основ ценовой политики, безопасности
Российской Федерации, относятся к предметам ведения Российской Федерации.
Статья 2. Основные понятия Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: газ - природный газ, нефтяной (попутный) газ, отбензиненный сухой газ, газ из
газоконденсатных месторождений, добываемый и собираемый газо- и нефтедобывающими
организациями, и газ, вырабатываемый газо- и нефтеперерабатывающими организациями;
газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по
обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда
разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа;
система газоснабжения - имущественный производственный комплекс, состоящий из
технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно
управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки,
хранения, поставок газа;
газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из
организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для
транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям;
независимая организация - организация, которая осуществляет производство и поставки
газа и является независимой от организаций - собственников систем газоснабжения и
организаций - собственников газораспределительных систем;
газотранспортная организация - организация, которая осуществляет транспортировку газа
и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и
другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных
основаниях;
газификация - деятельность по реализации научно-технических и проектных решений,
осуществлению строительно-монтажных работ и организационных мер, направленных на перевод
объектов жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных объектов на использование
газа в качестве топливного и энергетического ресурса;
охранная зона объектов системы газоснабжения - территория с особыми условиями
использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской
Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы
газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и
исключения возможности их повреждения;
поставщик (газоснабжающая организация) - собственник газа или уполномоченное им лицо,
осуществляющие поставки газа потребителям по договорам;
потребитель газа (абонент, субабонент газоснабжающей организации) - юридическое или
физическое лицо, приобретающее газ у поставщика и использующее его в качестве топлива или
сырья.
Статья 3. Законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в
Российской Федерации
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) Законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в Российской
Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе
Российской Федерации, Федеральном законе "О недрах", Федеральном законе "О естественных
монополиях", Федеральном законе "О континентальном шельфе Российской Федерации" и состоит
из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов,
нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов
муниципальных образований.
Глава II. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГАЗОСНАБЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 4. Принципы государственной политики в области газоснабжения в Российской
Федерации
В целях обеспечения единого подхода к решению вопросов, касающихся газоснабжения в
Российской Федерации, со стороны органов государственной власти Российской Федерации,
органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления, а также организаций, осуществляющих газоснабжение в Российской Федерации,
устанавливаются следующие принципы государственной политики в указанной области:
государственная поддержка развития газоснабжения в целях улучшения социально-
экономических условий жизни населения, обеспечения технического прогресса и создания
условий для развития экономики Российской Федерации с учетом промышленной и экологической
безопасности;
государственное регулирование рационального использования запасов газа, особенно
запасов газа, имеющих стратегическое значение;
повышение уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных
организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, на основе
формирования и реализации соответствующих федеральной, межрегиональных и региональных
программ газификации;
определение основ ценовой политики в отношении газа; создание условий для широкого использования газа в качестве моторного топлива и сырья
для химической промышленности Российской Федерации;
обеспечение надежной сырьевой базы добычи газа; обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации. Статья 5. Системы газоснабжения в Российской Федерации Федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской
Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем
газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Федеральная
система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской
Федерации.
Для входящих в федеральную систему газоснабжения организаций - собственников Единой
системы газоснабжения, организаций - собственников региональных систем газоснабжения,
организаций - собственников газораспределительных систем и независимых организаций
независимо от форм их собственности и организационно-правовых форм действуют единые
правовые основы формирования рынка и ценовой политики, единые требования энергетической,
промышленной и экологической безопасности, установленные настоящим Федеральным законом,
другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации.
Статья 6. Единая система газоснабжения Единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный
комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически
взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов,
предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в
собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством
организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в
собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других
основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Единая система
газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее
деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
Статья 7. Региональные системы газоснабжения и газораспределительные системы (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) Региональная система газоснабжения представляет собой имущественный производственный
комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически
взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов,
предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, независим от
Единой системы газоснабжения и находится в собственности организации, образованной в
установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке,
получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность либо
создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством Российской
Федерации основаниях. Региональная система газоснабжения является основной системой
газоснабжения территорий соответствующих субъектов Российской Федерации; ее деятельность
контролируется уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
Газораспределительная система представляет собой имущественный производственный
комплекс, который состоит из организационно и экономически взаимосвязанных объектов,
предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям на
соответствующей территории Российской Федерации, независим от Единой системы
газоснабжения и региональных систем газоснабжения и находится в собственности организации,
образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме
и порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в
собственность либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных
законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации
основаниях. Организация - собственник газораспределительной системы представляет собой
специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих
территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с
подачей газа потребителям и их обслуживанием. Газораспределительные системы
контролируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Организация газоснабжения населения является полномочием органов местного
самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Организация газоснабжения поселений в границах муниципального района является
полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными
нормативными правовыми актами.
При купле-продаже акций собственников региональных систем газоснабжения и
собственников газораспределительных систем, проведении других сделок или операций,
связанных с изменением собственников указанных акций, доля иностранных граждан или
иностранных организаций не должна превышать 20 процентов общего количества обыкновенных
акций собственников указанных систем.
Статья 8. Полномочия федеральных органов государственной власти в области
газоснабжения
К полномочиям федеральных органов государственной власти в области газоснабжения
относятся:
разработка и реализация государственной политики в области газоснабжения; разработка и принятие федеральных законов, иных нормативных правовых актов,
направленных на реализацию государственной политики в области газоснабжения;
разработка и реализация федеральной программы газификации в Российской Федерации; осуществление государственного регулирования использования стратегических запасов газа,
надзор и контроль за промышленной и экологической безопасностью производственных
объектов систем газоснабжения;
стандартизация, метрологическое обеспечение и сертификация в области газоснабжения. Правительство Российской Федерации в области газоснабжения осуществляет свои
полномочия в соответствии с Федеральным законом "О Правительстве Российской Федерации", в
том числе:
устанавливает порядок формирования и утверждения перспективного баланса добычи и
реализации газа в Российской Федерации, исходя из ресурсов газа, технических возможностей
систем газоснабжения и прогноза потребности в энергетических ресурсах;
утверждает правила поставок газа, правила пользования газом и предоставления услуг по
газоснабжению, федеральную программу газификации в Российской Федерации, правила охраны
магистральных трубопроводов, газораспределительных сетей и других объектов систем
газоснабжения, порядок доступа независимых организаций к газотранспортным и
газораспределительным сетям, порядок использования газа в качестве топлива, перечень
потребителей, в том числе организаций, которые имеют преимущественное право пользования
газом в качестве топлива и поставки газа которым не подлежат ограничению или прекращению
(далее - неотключаемые потребители);
устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его
транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок компенсации
убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению в
соответствии с льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Статья 9. Утратила силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ. Глава III. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ГАЗА Статья 10. Основания и порядок отнесения месторождений газа к объектам федерального
значения
К объектам федерального значения относятся месторождения газа, имеющие стратегическое
значение для газоснабжения в Российской Федерации. Обоснование необходимости отнесения
месторождения газа к объектам федерального значения, а также предложение о его отнесении
к таким объектам в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений
в Закон Российской Федерации "О недрах" вносится на рассмотрение Правительства Российской
Федерации федеральным органом исполнительной власти в области энергетики.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) Отнесение месторождения газа к объектам федерального значения осуществляется
Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) Статья 11. Формирование федерального фонда резервных месторождений газа В целях обеспечения энергетической безопасности Российской Федерации часть
месторождений газа федерального значения, эксплуатация которых в установленном
федеральным законом порядке отнесена на последующий период, решением Правительства
Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области
энергетики может быть включена в федеральный фонд резервных месторождений газа.
Федеральный фонд резервных месторождений газа формируется из числа открытых и разведанных
месторождений газа, для которых лицензии на добычу газа не выданы.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) При включении в федеральный фонд резервных месторождений газа месторождения, поиск и
разведку которого организация провела за счет собственных средств, указанная организация
получает компенсацию из средств федерального бюджета в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации.
(часть вторая в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) Решение о вводе в эксплуатацию месторождения газа из федерального фонда резервных
месторождений газа принимается Правительством Российской Федерации.
Статья 12. Порядок ввода в эксплуатацию месторождений газа федерального значения В целях обеспечения надежного газоснабжения в Российской Федерации Правительство
Российской Федерации может без проведения конкурса принять решение о передаче
месторождения газа федерального значения в эксплуатацию организации, осуществившей за
счет собственных средств поиск и разведку указанного месторождения, организации -
собственнику Единой системы газоснабжения, организации - собственнику региональной
системы газоснабжения или о проведении конкурса на передачу указанного месторождения в
эксплуатацию.
Организации, которой передано месторождение газа федерального значения в эксплуатацию,
предоставляется лицензия, оформленная в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
Глава IV. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ГАЗОСНАБЖЕНИЯ Статья 13. Полномочия организации - собственника Единой системы газоснабжения В целях обеспечения надежного газоснабжения и выполнения международных договоров
Российской Федерации и соглашений о поставках газа организация - собственник Единой
системы газоснабжения:
обеспечивает строительство, эксплуатацию, реконструкцию и развитие объектов Единой
системы газоснабжения;
обеспечивает непрерывный диспетчерский контроль за функционированием объектов Единой
системы газоснабжения, а также подсоединенных к ней объектов газоснабжения в точках их
подсоединения;
осуществляет управление функционированием Единой системы газоснабжения; обеспечивает использование на объектах Единой системы газоснабжения энергосберегающих
и экологически чистых оборудования и технических процессов;
осуществляет мероприятия, направленные на обеспечение промышленной и экологической
безопасности объектов Единой системы газоснабжения, охраны окружающей природной среды;
осуществляет мероприятия, направленные на предупреждение потенциальных аварий и
катастроф, ликвидацию их последствий на объектах Единой системы газоснабжения.
В процессе функционирования Единой системы газоснабжения в целях повышения ее
эффективности организация - собственник Единой системы газоснабжения может осуществлять
меры по совершенствованию структуры данной системы газоснабжения без нарушения надежности
газоснабжения.
Статья 14. Неделимость Единой системы газоснабжения Для обеспечения надежного газоснабжения, безопасного и устойчивого функционирования
объектов Единой системы газоснабжения, связанных общим технологическим режимом добычи,
транспортировки и поставок газа, разделение Единой системы газоснабжения не допускается.
Ликвидация организации - собственника Единой системы газоснабжения может быть
осуществлена только на основании федерального закона.
Технологическое и диспетчерское управление объектами, подсоединенными к Единой системе
газоснабжения, независимо от того, в чьей собственности они находятся, осуществляется
централизованно организацией - собственником Единой системы газоснабжения. Организация -
собственник подсоединенного к Единой системе газоснабжения объекта не может осуществить
вывод его из эксплуатации без согласования с организацией - собственником Единой системы
газоснабжения в период действия между ними договора о подсоединении.
Статья 15. Акции организации - собственника Единой системы газоснабжения и особенности
их оборота
(в ред. Федерального закона от 23.12.2005 N 182-ФЗ) Суммарная доля обыкновенных акций организации - собственника Единой системы
газоснабжения, которые находятся в собственности Российской Федерации и в собственности
акционерных обществ, более 50 процентов акций которых находится в собственности
Российской Федерации, не может составлять менее чем 50 процентов плюс одна акция общего
количества обыкновенных акций организации - собственника Единой системы газоснабжения.
Продажа и иные способы отчуждения таких обыкновенных акций могут быть осуществлены на
основании федерального закона.
Глава V. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЕДИНОГО РЫНКА ГАЗА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 16. Основы создания и развития единого рынка газа Основами создания и развития единого рынка газа на территории Российской Федерации
являются:
формирование круга потребителей газа на основе широкого внедрения газа как
энергетического и топливного ресурса в производство и быт на территориях субъектов
Российской Федерации - развитие газификации;
создание экономически взаимовыгодных отношений потребителей и поставщиков газа; создание условий надежного обеспечения газом потребителей различных категорий; проведение государственной политики ценообразования, направленной на развитие единого
рынка газа.
Статья 17. Правовые основы развития газификации территорий Российской Федерации Развитие газификации территорий Российской Федерации осуществляется на основании
перспективного баланса добычи и потребления газа, а также принятых в установленном
порядке федеральной, межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-
коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций. Порядок разработки и реализации
указанных федеральных программ устанавливается Правительством Российской Федерации.
Финансирование федеральных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства,
промышленных и иных организаций может осуществляться за счет средств федерального бюджета,
бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации и иных не запрещенных
законодательством Российской Федерации источников.
Для финансирования программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных
и иных организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в
порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут быть введены
специальные надбавки к тарифам на транспортировку газа газораспределительными
организациями. В этом случае органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
осуществляют контроль за целевым использованием финансовых средств, полученных в
результате введения указанных надбавок.
Статья 18. Правовые основы поставок газа Поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями
независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и
утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами
пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами,
изданными во исполнение настоящего Федерального закона.
Преимущественное право на заключение договоров поставки газа имеют его покупатели для
государственных или муниципальных нужд, коммунально-бытовых и социальных нужд граждан, а
также его покупатели, в отношении которых продлеваются действующие договоры поставки газа.
(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ) Для организаций, деятельность которых финансируется за счет средств федерального
бюджета, Правительство Российской Федерации вводит порядок обязательного заключения
государственных контрактов на поставки газа в соответствии с порядком поставок продукции
для федеральных государственных нужд, установленным законодательством Российской
Федерации.
При заключении государственного или муниципального контракта на поставки газа для
государственных или муниципальных нужд в нем должен учитываться объем потребления газа,
согласованный государственным или муниципальным заказчиком в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации.
(часть четвертая введена Федеральным законом от 02.02.2006 N 19-ФЗ) Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного самоуправления ежегодно предусматриваются в
соответствующих бюджетах средства на финансирование поставок газа, объем потребления
которого согласован.
(часть пятая введена Федеральным законом от 02.02.2006 N 19-ФЗ) Статья 19. Качество поставляемого газа Поставки газа потребителям осуществляются только при соответствии качества
поставляемого газа государственным стандартам и при наличии сертификатов соответствия.
Глава VI. ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ГАЗОСНАБЖЕНИЯ Статья 20. Принципы государственной ценовой политики в области газоснабжения Государственная ценовая политика в области газоснабжения осуществляется на основе
следующих принципов:
создание благоприятных условий для поиска, разведки и освоения месторождений газа,
добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, обеспечения самофинансирования
организаций систем газоснабжения;
абзац утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ; расширение сфер применения рыночных цен на газ и услуги по газификации жилищно-
коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций с учетом стоимости, качества и
потребительских свойств альтернативных газу видов энергетических ресурсов в целях
формирования рынка энергетических ресурсов;
контроль за соблюдением регулируемых государством цен и тарифов в области
газоснабжения;
удовлетворение платежеспособного спроса на газ; стимулирование использования газа в качестве моторного топлива для транспортных
средств в целях уменьшения выбросов вредных веществ в окружающую природную среду и
повышения экономической эффективности использования топливных ресурсов;
обеспечение конкурентоспособности российского газа на мировом энергетическом рынке; возмещение за счет средств соответствующих бюджетов организации - собственнику системы
газоснабжения фактических убытков в размере образовавшейся задолженности по оплате газа
неотключаемыми потребителями.
Статья 21. Регулирование цен на газ и тарифов на услуги по транспортировке газа Государственное регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа, отнесенные
Федеральным законом "О естественных монополиях" к сфере деятельности субъектов
естественных монополий, осуществляет федеральный орган исполнительной власти в области
регулирования тарифов.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) По решению Правительства Российской Федерации регулирование тарифов на услуги по
транспортировке газа может быть заменено государственным регулированием цен на газ для
конечных потребителей, использующих его в качестве топлива и (или) сырья, а также тарифов
на услуги по транспортировке газа для независимых организаций в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации. При государственном регулировании цен на газ и
тарифов на услуги по транспортировке газа учитываются экономически обоснованные затраты и
прибыль, а также уровень обеспечения организаций - собственников систем газоснабжения
финансовыми средствами на расширение добычи газа, сети газопроводов и подземных хранилищ
газа.
В целях осуществления расчетов между организациями, входящими в состав системы
газоснабжения, организация - собственник данной системы определяет внутренние расчетные
цены на газ и внутренние расчетные тарифы на услуги по транспортировке газа.
Статья 22. Утратила силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ. Статья 23. Регулирование тарифов на услуги газораспределительных организаций Федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов утверждает
тарифы на услуги организаций - собственников газораспределительных систем по
транспортировке газа и порядок их применения. Указанные тарифы могут быть
дифференцированы с учетом экономических и социальных условий газоснабжения частей
территорий субъектов Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) Статья 24. Социальные гарантии для малоимущих граждан (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) Социальные гарантии для малоимущих граждан в части компенсации понесенных ими затрат
на приобретение газа и перечень данных категорий граждан определяются законами и иными
нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статья 25. Гарантии оплаты поставленного газа и услуг по его транспортировке На основе договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке
потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги. При несоблюдении
потребителями условий договоров поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа
в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При несоблюдении условий указанных договоров неотключаемыми потребителями,
деятельность которых финансируется за счет средств федерального бюджета или бюджетов
субъектов Российской Федерации, ответственность за оплату поставок газа и оказание услуг
по газоснабжению возлагается на соответствующего государственного заказчика.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) Глава VII. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГАЗОСНАБЖЕНИЯ Статья 26. Антимонопольные правила для организаций - собственников систем
газоснабжения
Организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным
ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное
законодательство, в том числе такие действия, как:
навязывание потребителям газа условий договоров, не относящихся к предмету договоров; включение в договоры условий, которые ставят одного потребителя в неравное положение
по сравнению с другими потребителями;
нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования; необоснованные отказы от заключения договоров с отдельными потребителями при наличии
ресурсов газа и возможностей его транспортировки;
создание препятствий независимым организациям для доступа на рынок газа; сокращение объема добычи и поставок газа в целях поддержания монопольно высоких цен. Статья 27. Доступ организаций к газотранспортным и газораспределительным сетям Организации - собственники систем газоснабжения обязаны обеспечить недискриминационный
доступ любым организациям, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации,
к свободным мощностям принадлежащих им газотранспортных и газораспределительных сетей в
порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Качество предназначенного для
транспортировки указанными организациями газа должно соответствовать государственным
стандартам и подтверждаться сертификатами соответствия требованиям стандарта.
Глава VIII. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ОРГАНИЗАЦИЙ - СОБСТВЕННИКОВ СИСТЕМ ГАЗОСНАБЖЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЙ ИНЫХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ Статья 28. Правовое регулирование землепользования при строительстве и эксплуатации
объектов систем газоснабжения
Земельные участки для строительства, эксплуатации и ремонта объектов систем
газоснабжения передаются организациям - собственникам систем газоснабжения в постоянное
или во временное пользование в порядке, определенном земельным законодательством
Российской Федерации.
В постоянное пользование организации - собственнику системы газоснабжения передаются
земельные участки для строительства технологических объектов по добыче и хранению газа,
объектов магистрального газопровода с переводом таких участков в категорию земель
промышленности и транспорта.
Во временное пользование организации - собственнику системы газоснабжения передаются
земельные участки для выполнения работ по строительству и ремонту объектов системы
газоснабжения, обеспечению их безопасности. Предоставление земельных участков,
находящихся в государственной или муниципальной собственности и отнесенных к категории
земель промышленности, энергетики, недропользования или транспорта, осуществляется
безвозмездно на основании решений органов власти, к полномочиям которых данный вопрос
отнесен земельным законодательством Российской Федерации. Предоставление земельных
участков, принадлежащих другим собственникам, осуществляется с согласия собственников
земельных участков на основании договоров, заключаемых между собственниками земельных
участков или уполномоченными ими лицами и организацией - собственником системы
газоснабжения. Организация - собственник системы газоснабжения или уполномоченная им
эксплуатирующая организация после завершения намеченных работ на земельном участке,
переданном такой организации во временное пользование, обязана:
рекультивировать земельный участок и передать его владельцу, пользователю или
арендатору по акту в установленном порядке;
возместить в согласованных размерах владельцу, пользователю или арендатору земельного
участка понесенные ими убытки.
Организации, в ведении которых находятся объекты системы газоснабжения, расположенные
в лесах, обязаны:
содержать охранные зоны объектов системы газоснабжения в пожаробезопасном состоянии; проводить намеченные работы, вырубать деревья (кустарники) в охранных зонах объектов
системы газоснабжения и за пределами таких зон в порядке, установленном лесным
законодательством Российской Федерации.
При возникновении на объекте системы газоснабжения аварии, катастрофы организация -
собственник такой системы или уполномоченная им эксплуатирующая организация имеет право
беспрепятственной доставки необходимых сил и средств к месту аварии, катастрофы и обязана
в полном объеме возместить нанесенный ею ущерб собственнику земельного участка, по
территории которого осуществлялась доставка необходимых сил и средств.
На земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются охранные зоны с
особыми условиями использования таких земельных участков. Границы охранных зон объектов
системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны
магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных
документов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не
могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных
минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией -
собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы
не имеют права чинить препятствия организации - собственнику системы газоснабжения или
уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов
системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
Статья 29. Правовые основы взаимодействия систем газоснабжения и систем
электроснабжения
В целях обеспечения надежного функционирования системы газоснабжения и работающих на
газовом топливе организаций системы электро- и теплоснабжения осуществляются меры по
координации взаимодействия указанных систем, в том числе:
организации - собственники указанных систем разрабатывают согласованные балансы
потребления газа, электрической и тепловой энергии, обеспечивающие их эффективное
функционирование;
организация - собственник системы газоснабжения и организация - собственник системы
электро- и теплоснабжения заключают долгосрочный договор поставки электрической и
тепловой энергии для объектов системы газоснабжения и газа для объектов системы электро-
и теплогазоснабжения с указанием особых условий таких поставок и оплаты за поставляемые
газ, электрическую и тепловую энергию.
Глава IX. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СИСТЕМ ГАЗОСНАБЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 30. Правовое регулирование промышленной безопасности при осуществлении
газоснабжения
Правовое регулирование промышленной безопасности в организациях, занимающихся
газоснабжением в Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Федеральным
законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Законом
Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", Федеральным законом "Об
экологической экспертизе", настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами
и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок разработки и утверждения норм и нормативов в области промышленной безопасности
объектов систем газоснабжения устанавливается федеральным органом исполнительной власти,
специально уполномоченным в области промышленной безопасности.
Статья 31. Прогнозирование вероятности возникновения аварий, катастроф на объектах
систем газоснабжения
Каждый объект систем газоснабжения, отнесенный в установленном законодательством
Российской Федерации порядке к категории опасных, а также проекты нормативных правовых
актов и технические проекты в области промышленной безопасности систем газоснабжения и их
объектов подлежат государственной экологической экспертизе в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
В отношении каждого объекта систем газоснабжения постоянно осуществляется
прогнозирование вероятности возникновения аварий, катастроф. Требования, нормы, правила и
методика прогнозирования вероятности возникновения аварий, катастроф на объектах систем
газоснабжения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, специально
уполномоченным в области промышленной безопасности.
Статья 32. Особенности обеспечения промышленной безопасности объектов систем
газоснабжения
Организация - собственник системы газоснабжения кроме мер, предусмотренных
законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности, обязана
обеспечить на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объектов системы
газоснабжения осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию
таких объектов, локализации и уменьшению последствий аварий, катастроф.
Юридические и физические лица, виновные в возникновении аварий, катастроф на объектах
систем газоснабжения, в том числе аварий, катастроф, возникших в связи со скрытыми
дефектами материалов, оборудования, с некачественным выполнением строительно-монтажных
работ, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти и должностные лица, граждане, виновные в нарушении правил
охраны магистральных трубопроводов, газораспределительных сетей и других объектов систем
газоснабжения, строительстве зданий, строений и сооружений без соблюдения безопасных
расстояний до объектов систем газоснабжения или в их умышленном блокировании либо
повреждении, иных нарушающих бесперебойную и безопасную работу объектов систем
газоснабжения незаконных действиях, несут ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и
правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет
средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.
Вмешательство в работу объектов систем газоснабжения не уполномоченных на то
юридических и физических лиц запрещается.
Материальный ущерб, нанесенный организации - собственнику системы газоснабжения в
результате умышленного ее блокирования или повреждения либо иных нарушающих бесперебойную
и безопасную работу объектов систем газоснабжения незаконных действий, возмещается в
установленном порядке виновными лицами или принявшими противоправные решения лицами.
Материальный ущерб, нанесенный организации - собственнику системы газоснабжения
вследствие непреодолимой силы, возмещается за счет средств обязательного страхования.
Статья 33. Обеспечение готовности опасного объекта системы газоснабжения к локализации
аварий, катастроф, ликвидации их последствий
Организация - собственник опасного объекта системы газоснабжения обеспечивает его
готовность к локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации последствий в случае
их возникновения посредством осуществления следующих мероприятий:
создает аварийно-спасательную службу или привлекает на условиях договоров
соответствующие специализированные службы;
осуществляет разработку планов локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации
их последствий;
создает инженерные системы контроля и предупреждения возникновения потенциальных
аварий, катастроф, системы оповещения, связи и защиты;
создает запасы материально-технических и иных средств; осуществляет подготовку работников опасного объекта системы газоснабжения к действиям
по локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации их последствий.
Перечень мероприятий по обеспечению готовности опасного объекта системы газоснабжения
к локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации их последствий разрабатывается
организацией - собственником системы газоснабжения и согласуется с территориальным
подразделением федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в
области промышленной безопасности.
Статья 34. Учетно-отчетное время для объектов систем газоснабжения Для объектов систем газоснабжения независимо от местонахождения таких объектов
решением Правительства Российской Федерации устанавливается единое учетно-отчетное время,
которое определяет начало учетных суток, учетного месяца, учетного года для всех
организаций, осуществляющих деятельность по добыче, транспортировке и поставкам газа.
Глава X. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 35. Вступление в силу настоящего Федерального закона 1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. 2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской
Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным
законом.
Поручить Правительству Российской Федерации внести в установленном порядке в
Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложения о приведении
законодательных актов Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации Б.ЕЛЬЦИН Москва, Кремль 31 марта 1999 года N 69-ФЗ
|