ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 16 мая 1995 г. N ЮБ-6-14/276 О РЕШЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ ПО КОНТРОЛЬНО - КАССОВЫМ МАШИНАМ (в ред. письма Роскомторга от 25.07.1995 N 11/8-109-2, Изменений и дополнений, утв.
ГМЭК 25.03.1997 (протокол N 2/34-97),
писем МНС РФ от 29.01.2001 N ВБ-6-16/79, от 24.05.2001 N ВБ-6-16/418, протоколов заседания ГМЭК от 18.04.2002 N 2/67-2002, от 26.09.2002 N 6/71-2002) 1. Решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно -
кассовым машинам от 6 марта 1995 г. (протокол N 2/18-95):
1.1. Утверждено Положение о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта
контрольно - кассовых машин в Российской Федерации (прилагается).
Указанное Положение введено в действие с даты принятия, за исключением абзацев
третьего и пятого пункта 2, абзацев второго, третьего и четвертого пункта 4 и абзаца
шестого пункта 6 этого Положения, которые вводятся в действие с 1 июля 1995 года.
1.2. Продлен срок включения в Государственный реестр контрольно - кассовых машин
активной системной контрольно - кассовой машины IPC-GRS-38001 СП с программным модулем
"СуперМАГ-УКМ" до 1 января 1999 года.
1.3. В Государственный реестр контрольно - кассовых машин, используемых на территории
Российской Федерации, включена на срок до 1 января 1999 г. активная системная контрольно -
кассовая машина модели OMRON POS FIT-7000 (заявитель: СП "Развитие, Информатика и
Технология" (СП "РИТ", 129090, г. Москва, ул. Б. Пионерская, 11, тел.: 284-77-77, факс:
284-74-17).
1.4. В дополнение к решению от 16.12.94 (протокол N 16), доведенному письмом
Госналогслужбы России от 30.12.94 N НИ-6-14/518, продлен срок использования до 1 января
1996 г. следующих моделей контрольно - кассовых машин, импортированных на территорию
Российской Федерации до 15 ноября 1993 г.: ROYAL GMS 118, ROYAL CMS 120.
2. Решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно -
кассовым машинам от 29 марта 1995 г. (протокол N 3/19-95):
2.1. Разрешено провести замену контрольно - кассовых машин моделей ОКА-1400, ОКА-1401,
ОКА-1600, ОКА-1600.0, ОКА-1600.1, ОКА-1700, ОКА-1700.0, ОКА-1700.1, ОКА-4640, ОКА-4400,
ОКА-4401, ОКА-4440, ОКА-4441, исключенных из Государственного реестра контрольно -
кассовых машин, и контрольно - кассовых машин, переделанных из моделей ОКА-1400, ОКА-4400,
ОКА-4401, ОКА-4440, ОКА-4441, под контролем органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в следующем порядке:
а) в городах Москве и Санкт - Петербурге во всех предприятиях и организациях, кроме
специализированных магазинов, торгующих хлебобулочной, молочной или плодоовощной
продукцией, школьно - письменными принадлежностями, столовых, буфетов, аптек, ателье,
оказывающих бытовые услуги населению, - до 1 июля 1995 года.
В специализированных магазинах, торгующих хлебобулочной, молочной или плодоовощной
продукцией, школьно - письменными принадлежностями, в столовых, буфетах, аптеках, в
ателье, оказывающих бытовые услуги населению, - до 1 октября 1995 года;
б) на остальной территории Российской Федерации: во всех предприятиях и их структурных подразделениях, торгующих автомобилями и
запасными частями к ним, средствами оргтехники, мехами и меховыми изделиями, ювелирными
изделиями из драгоценных металлов, драгоценными и полудрагоценными камнями, антиквариатом,
цветами, алкогольными напитками, мебелью, теле-, видео- и радиоаппаратурой, в гостиницах,
ресторанах, кафе, на бензоколонках и платных автостоянках - до 1 июля 1995 года;
во всех предприятиях и их структурных подразделениях, в том числе в стационарной
мелкорозничной торговой сети, торгующих книжной продукцией, стройматериалами, а также
продовольственными и непродовольственными товарами, кроме предприятий, перечисленных в
абзацах втором и четвертом настоящего подпункта, - до 1 октября 1995 года;
в специализированных магазинах, торгующих хлебобулочной, молочной или плодоовощной
продукцией, школьно - письменными принадлежностями, в столовых, буфетах, аптеках, в
ателье, оказывающих бытовые услуги населению, в иных предприятиях и организациях, не
подпадающих под действие абзацев второго и третьего настоящего подпункта, - до 1 января
1996 года;
в) сроки замены контрольно - кассовых машин, указанные в подпункте "б" названного
решения, на предприятиях, находящихся в сельской местности, по решению органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут быть продлены до 1 апреля 1996
года;
г) рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в
соответствии с названным решением разработать графики замены контрольно - кассовых машин
на конкретных предприятиях и направить их в налоговые органы и Государственную
межведомственную экспертную комиссию по контрольно - кассовым машинам до 1 июня 1995 года;
д) предложено налоговым органам снимать с регистрации подлежащие замене контрольно -
кассовые машины, если их замена не осуществлена соответствующими предприятиями и
организациями в сроки, установленные этим решением.
2.2. Разрешено до 1 июля 1995 г. использовать контрольно - кассовые машины моделей
Искра-362СП и Ким-2СП для осуществления денежных расчетов с населением при приеме
коммунальных платежей и оформлении подписных изданий.
2.3. Поручено коммерческим банкам до 1 июня 1995 г. обеспечить применение контрольно -
кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением при купле - продаже
валюты.
Разрешено использовать при осуществлении денежных расчетов с населением при купле -
продаже валюты контрольно - кассовые машины моделей Электронмаш-NCR 2113-1103,
Электронмаш-NCR 2113-3003, ЭКР-4101.2, IPC GRS-38001 СП.
3. Решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно -
кассовым машинам от 23 января 1995 г. (протокол N 1/17-95) в Государственный реестр
контрольно - кассовых машин включена контрольно - кассовая машина SHARP ER-A250R
(заявитель: АОЗТ "УЭБ Текнолоджи", 113405, г. Москва, Варшавское шоссе, 125, тел.: 249-99-
13, 249-08-23, факс: 292-65-11) на срок до 1 января 1996 года.
Госналогслужба России обязывает: обеспечить контроль за применением контрольно - кассовых машин предприятиями, другими
организациями и гражданами - предпринимателями в соответствии с указанными в настоящем
письме решениями Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно -
кассовым машинам.
Заместитель Руководителя Госналогслужбы России - Государственный советник налоговой службы 1 ранга Ю.А.БАЧУРИН Приложение к письму Госналогслужбы России от 16.05.95 N ЮБ-6-14/276 Утверждено решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 6 марта 1995 года N 2/18-95 (с изменениями и дополнениями, внесенными протоколами N 5/21-95 от 23 июня 1995 года, N 2/34-97 от 25 марта 1997 года, N 5/59-2000 от 4 декабря 2000 года, N 2/61-2001 от 24 апреля 2001 года, N 2/67-2002 от 18 апреля 2002 года, N 6/71-2002 от 26 сентября 2002 года) ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРОДАЖИ, ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Положение имеет целью создание эффективно действующей сети предприятий по продаже,
ремонту и техническому обслуживанию контрольно-кассовых машин, защиту интересов
физических и юридических лиц, использующих контрольно-кассовые машины для осуществления
денежных расчетов с населением.
1. Общие положения 1.1. Положение подготовлено в соответствии с Законом Российской Федерации "О
применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" от
18 июня 1993 года N 5215-1, Указом Президента Российской Федерации "Об обязательном
применении контрольно-кассовых машин предприятиями, учреждениями и организациями всех
форм собственности при осуществлении денежных расчетов с населением" от 16 февраля 1993
года N 224, Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30
июля 1993 года N 745 "Об утверждении Положения по применению контрольно-кассовых машин
при осуществлении денежных расчетов с населением" (в редакции Постановления Правительства
Российской Федерации от 7 августа 1998 года N 904), Постановлением Правительства
Российской Федерации от 9 сентября 1993 года N 903 "О Государственной межведомственной
экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам" (с изменениями и дополнениями,
внесенными Постановлениями Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N
911, от 19 сентября 1997 года N 1201, от 6 марта 1998 года N 286 и от 22 сентября 1999
года N 1071), иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
1.2. В Положении использованы следующие понятия: - заявитель контрольно-кассовых машин (далее - заявитель) - юридическое лицо, по
инициативе которого модель контрольно-кассовой машины внесена в Государственный реестр
контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации (далее -
Государственный реестр);
- генеральный поставщик контрольно-кассовых машин (далее - генеральный поставщик) -
юридическое лицо, организующее продажу, техническое обслуживание и ремонт контрольно-
кассовых машин определенных моделей;
- центр технического обслуживания контрольно-кассовых машин (далее - ЦТО) -
юридическое лицо, оказывающее услуги по подготовке контрольно-кассовых машин к
эксплуатации, их техническому обслуживанию и ремонту;
- продавец контрольно-кассовых машин (далее - продавец) - юридическое лицо,
осуществляющее продажу контрольно-кассовых машин;
- потребитель - юридическое или физическое лицо, которое в соответствии с
законодательством Российской Федерации применяет контрольно-кассовые машины;
- эталонный образец модели (версии модели) контрольно-кассовой машины (далее -
эталонный образец) - образец модели (версии модели) контрольно-кассовой машины,
включенной в Государственный реестр Российской Федерации, прошедшей технические испытания,
сертификацию и хранящейся в Лаборатории эталонных образцов.
1.3. К организациям и предприятиям, участвующим в установлении порядка продажи,
технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин, а также осуществляющим
непосредственно продажу, техническое обслуживание, ремонт контрольно-кассовых машин и
контроль за этими видами деятельности, относятся:
- Государственная межведомственная экспертная комиссия по контрольно-кассовым машинам
(далее - Государственная комиссия);
- Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии и его
территориальные органы (далее - органы Госстандарта России);
- органы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - налоговые
органы);
- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; - Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской
Федерации (далее - ФАПСИ);
- заявители; - генеральные поставщики; - продавцы; - центры технического обслуживания контрольно-кассовых машин; - потребители. 2. Государственная межведомственная экспертная комиссия по контрольно-кассовым машинам:
- принимает решения по вопросам регулирования продажи, технического обслуживания и
ремонта контрольно-кассовых машин, обязательные для исполнения всеми министерствами и
ведомствами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, всеми
юридическими и физическими лицами;
- утверждает по согласованию с заявителем генерального поставщика модели контрольно-
кассовой машины;
- представляет заинтересованным организациям и лицам информацию о моделях контрольно-
кассовых машин, допущенных к эксплуатации на территории Российской Федерации;
- информирует органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, налоговые
органы, органы Госстандарта России об утверждении ею генеральных поставщиков контрольно-
кассовых машин;
- требует от генерального поставщика представления информации о развитии сети ЦТО,
обслуживающих контрольно-кассовые машины соответствующих моделей;
- исключает из Государственного реестра модели (версии моделей) контрольно-кассовых
машин, если в течение 6 месяцев со дня внесения в Государственный реестр не организовано
их техническое обслуживание и ремонт;
- координирует работу органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по
вопросам организации продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых
машин; организует проведение аттестации центров технического обслуживания контрольно-
кассовых машин не реже 1 раза в 3 года;
- организует контроль за соответствием продаваемых контрольно-кассовых машин эталонным
образцам, за состоянием технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин;
- принимает решения и контролирует проведение экспериментов с целью определения
оптимальных условий эксплуатации и технического обслуживания конкретных моделей
контрольно-кассовых машин;
- обеспечивает сбор и анализ информации о состоянии технического обслуживания и
ремонта контрольно-кассовых машин в Российской Федерации, представляет эту информацию в
Правительство Российской Федерации;
- рассматривает жалобы и обращения, связанные с продажей, техническим обслуживанием и
ремонтом контрольно-кассовых машин.
3. Органы Госстандарта России: - проводят проверку обеспечения ЦТО в части безопасности рабочих мест и оборудования; - проводят проверку средств измерений, используемых ЦТО для ремонта, настройки и
контроля контрольно-кассовых машин;
- вносят рекомендации в Государственную комиссию об исключении из Государственного
реестра моделей контрольно-кассовых машин в случае их несоответствия сертифицируемым
параметрам;
- по поручению Государственной комиссии: осуществляют выборочный контроль за соответствием контрольно-кассовых машин
сертифицируемым параметрам (по безопасности, радиопомехам, функциональным
характеристикам);
дают экспертное заключение о качестве ремонта контрольно-кассовых машин, производимого
ЦТО.
4. Налоговые органы: - ставят и снимают с учета ЦТО в соответствии с решениями органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, имеют оттиски используемых ЦТО пломбиров и печатей;
- регистрируют контрольно-кассовые машины, допущенные к использованию в Российской
Федерации и поставляемые на техническое обслуживание в ЦТО, ведут учет зарегистрированных
контрольно-кассовых машин;
- снимают с регистрации контрольно-кассовые машины тех моделей (версий моделей),
которые не допущены к использованию Государственной комиссией;
- ведут регистрационные карточки, в которых отмечают постановку на учет или снятие с
учета контрольно-кассовых машин, а также постановку на ремонт и ввод в эксплуатацию после
ремонта;
- проверяют наличие пломбы на контрольно-кассовой машине, установленной ЦТО; - вводят пароль налогового инспектора и контролируют включение фискальной памяти
контрольно-кассовой машины, контролируют фискальную память в процессе эксплуатации машины;
- проверяют доступными им способами исправность применяемых контрольно-кассовых машин,
привлекая для участия в таких проверках специалистов ЦТО, в которых контрольно-кассовые
машины находятся на обслуживании;
- направляют замечания и предложения о качестве технического обслуживания и ремонта
контрольно-кассовых машин в Государственную комиссию, органам исполнительной власти
субъектов Российской Федерации;
- вносят рекомендации в Государственную комиссию об исключении из Государственного
реестра моделей (версий моделей) контрольно-кассовых машин, не обеспечивающих контроль за
полнотой учета выручки;
- рассматривают жалобы, связанные с применением контрольно-кассовых машин; - проводят обучение работников налоговых органов; - вносят предложения соответствующим органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации об аннулировании регистрации ЦТО в случаях, когда нарушение
законодательства и других нормативных документов о применении контрольно-кассовых машин
допущено по вине работников ЦТО.
5. ФАПСИ: - организует изготовление электронных контрольных лент защищенных (далее - ЭКЛЗ) для
контрольно-кассовых машин в количествах, необходимых для удовлетворения заявок
генеральных поставщиков и ЦТО, гарантирует соответствие ЭКЛЗ установленным требованиям;
- организует выполнение и осуществляет контроль инициализации ЭКЛЗ в доверенном центре
ФАПСИ с записью в ЭКЛЗ регистрационного номера и ключевой информации и ведения базы
данных инициализированных ЭКЛЗ;
- организует консультации работников генеральных поставщиков и ЦТО по установке,
замене и активизации ЭКЛЗ в контрольно-кассовых машинах, а персонала налоговых органов -
по контролю за работой контрольно-кассовых машин с ЭКЛЗ;
- оказывает методическую помощь налоговым органам в оснащении программными и
техническими средствами для использования информации, зарегистрированной в ЭКЛЗ;
- участвует в разработке методической документации по установке, замене, хранению и
контролю за функционированием и применением ЭКЛЗ;
- организует обеспечение заявок на оборудование и программные продукты для контроля
ЭКЛЗ автономно от контрольно-кассовой машины;
- организует сбор данных о работе и отказах ЭКЛЗ в процессе их эксплуатации и хранения,
разработку мероприятий по повышению надежности ЭКЛЗ.
6. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации: - принимают меры по обеспечению исполнения настоящего Положения на территории субъекта
Российской Федерации;
- регистрируют предприятия в качестве ЦТО при выполнении ими условий, изложенных в
пункте 11 настоящего Положения;
- снимают с регистрации ЦТО, не прошедшие в установленные сроки аттестацию в
Государственной комиссии, а также в случае нарушения требований настоящего Положения по
собственной инициативе, по представлению налоговых органов, Госстандарта России и его
территориальных органов;
- вносят рекомендации в Государственную комиссию об исключении из Государственного
реестра моделей контрольно-кассовых машин в случае нарушения настоящего Положения.
7. Заявители: - осуществляют поставки контрольно-кассовых машин, соответствующих эталонным образцам
моделей (версий моделей), внесенных в Государственный реестр;
- обеспечивают приведение поставляемых ими контрольно-кассовых машин в соответствие с
техническими требованиями к контрольно-кассовым машинам в случае изменения технических
требований;
- выполняют заявки генерального поставщика на поставку стендового оборудования,
тестового программного обеспечения, запасных частей и принадлежностей, ремонтной и
эксплуатационной документации в течение всего срока использования контрольно-кассовой
машины, определенного Государственной комиссией;
- несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской
Федерации за несоответствие поставляемых ими контрольно-кассовых машин эталонным образцам
или за конструктивные дефекты контрольно-кассовых машин;
- выполняют функции генеральных поставщиков заявленных ими моделей контрольно-кассовых
машин на территории Российской Федерации, если они утверждены в этом качестве
Государственной комиссией или заключают договор с юридическим лицом, принимающим на себя
обязанности генерального поставщика, которого представляют на утверждение в этом качестве
в Государственную комиссию;
- вправе выполнять функции продавца и центра технического обслуживания при условии
соблюдения ими требований, установленных соответственно пунктами 9 и 11 настоящего
Положения;
- вправе проводить проверку исправности контрольно-кассовой машины и составлять
техническое заключение об исправности контрольно-кассовой машины в процессе ее
эксплуатации.
8. Генеральные поставщики: - устанавливают на контрольно-кассовые машины средства визуального контроля
генерального поставщика, удостоверяющие их соответствие моделям, включенным в
Государственный реестр контрольно-кассовых машин, и несут ответственность в соответствии
с действующим законодательством Российской Федерации за несоответствие поставляемых
контрольно-кассовых машин эталонным образцам;
- оснащают контрольно-кассовые машины паспортом версии модели контрольно-кассовой
машины (далее - паспорт версии), устанавливают ЭКЛЗ и делают отметку в паспорте версии об
установке ЭКЛЗ;
- создают на договорной основе сеть продавцов и ЦТО, координируют и контролируют их
деятельность;
- заключают договоры с продавцами на продажу им контрольно-кассовых машин, с ЦТО - на
техническое обслуживание и ремонт контрольно-кассовых машин;
- несут ответственность за ненадлежащую организацию работы продавцов и центров
технического обслуживания;
- заключают с заявителями договоры на поставку контрольно-кассовых машин; - обеспечивают через ЦТО гарантийный ремонт контрольно-кассовых машин в соответствии с
требованиями ГОСТ 23411-84 "Машины электронные контрольно-регистрирующие. Общие
технические условия", несут обязательства по обеспечению ЦТО запасными частями и
принадлежностями, ремонтной и эксплуатационной документацией в течение всего срока
использования контрольно-кассовой машины, определенного Государственной комиссией;
- проводят обучение продавцов и работников ЦТО, их аттестацию, выдают им
соответствующие удостоверения;
- участвуют в проведении обучения налоговыми органами работников налоговых органов по
вопросам применения контрольно-кассовых машин;
- оказывают методическую помощь ЦТО в организации обучения работников налоговых
органов и потребителей по вопросам применения контрольно-кассовых машин;
- проводят сбор и обобщение информации об эксплуатации поставляемых ими контрольно-
кассовых машин и передают ее заявителям и в Государственную комиссию по запросам;
- вправе выполнять функции продавца и центра технического обслуживания при условии
соблюдения ими требований, установленных пунктами 9 и 11 настоящего Положения;
- контролируют качество выполнения продавцами функций по продаже контрольно-кассовых
машин, ЦТО - по техническому обслуживанию и ремонту и дают обязательные для них указания
по вопросам организации продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых
машин;
- вправе проводить проверку исправности контрольно-кассовой машины и составлять
техническое заключение об исправности контрольно-кассовой машины в процессе ее
эксплуатации;
- выполняют решения Государственной комиссии, отчитываются перед ней о своей
деятельности, представляют ежегодно по состоянию на 1 марта текущего года материалы об
имеющейся сети продавцов и ЦТО по обслуживанию соответствующих моделей, ежеквартально
представляют информацию о количествах и моделях (версиях моделей) реализованных
контрольно-кассовых машин;
- несут ответственность за незаполнение разделов паспорта или формуляра на контрольно-
кассовую машину, определяющих гарантийные обязательства и приемку по качеству. Кроме
этого в паспорте должны быть указаны полное наименование и почтовый адрес генерального
поставщика, а также данные о региональных ЦТО, производящих гарантийный ремонт.
Генеральные поставщики моделей контрольно-кассовых машин, являющиеся заявителями,
выполняют помимо функций поставщика также функции, предусмотренные пунктом 7 настоящего
Положения.
9. Продавцы: - осуществляют продажу контрольно-кассовых машин при наличии договора с генеральным
поставщиком о продаже контрольно-кассовых машин соответствующих моделей (версий моделей)
и договора с ЦТО о принятии на техническое обслуживание и ремонт контрольно-кассовых
машин этих моделей (версий моделей);
Примечание. Продавцы вправе продавать контрольно-кассовые машины только в те регионы,
где имеются ЦТО, с которыми продавцом заключен договор о принятии на техническое
обслуживание и ремонт контрольно-кассовых машин соответствующих моделей.
- оказывают содействие покупателю в заключении с ЦТО договора о техническом
обслуживании и ремонте контрольно-кассовых машин;
Примечание. В случае необходимости продажи контрольно-кассовых машин одним
потребителем другому потребителю такая продажа осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации при наличии соответствующей отметки налоговых
органов о снятии с учета по месту предыдущей регистрации. Продаже контрольно-кассовой
машины с ЭКЛЗ должно предшествовать снятие ЭКЛЗ с контрольно-кассовой машины и передача
снятой ЭКЛЗ пользователю, осуществляющему продажу, для хранения в установленном порядке.
- вправе осуществлять передачу контрольно-кассовых машин в аренду предприятиям и
организациям, применяющим контрольно-кассовые машины, с последующей их регистрацией в
налоговых органах указанными предприятиями и организациями;
- проверяют наличие средств визуального контроля генерального поставщика на
реализуемых ими контрольно-кассовых машинах, а также комплектность, исправность
контрольно-кассовых машин и наличие необходимых документов.
10. Потребители: - заключают договоры купли-продажи контрольно-кассовых машин с продавцами и договоры
на техническое обслуживание и ремонт контрольно-кассовых машин с центром технического
обслуживания. Договор на техническое обслуживание и ремонт контрольно-кассовых машин
заключается с ЦТО, в котором приобретена контрольно-кассовая машина или который имеет
соответствующий договор с продавцом контрольно-кассовой машины;
- регистрируют в налоговых органах приобретенные контрольно-кассовые машины; - используют контрольно-кассовые машины только после их принятия на техническое
обслуживание в ЦТО и регистрации в налоговых органах;
- проводят работы, связанные с распаковкой контрольно-кассовых машин от заводской
упаковки, только при участии представителей ЦТО;
- своевременно информируют ЦТО о необходимости замены ЭКЛЗ в эксплуатируемой
контрольно-кассовой машине в случае заполнения, завершения установленного срока
эксплуатации или неисправности ЭКЛЗ, а также в случае перерегистрации контрольно-кассовой
машины;
- не вправе пользоваться в целях технического обслуживания и ремонта контрольно-
кассовых машин услугами каких-либо предприятий или физических лиц, кроме ЦТО, где
контрольно-кассовые машины находятся на техническом обслуживании;
- не вправе использовать контрольно-кассовые машины, не зарегистрированные в налоговых
органах. В случае нарушения данного пункта Положения налоговые органы имеют право
налагать штраф на потребителя как за неиспользование контрольно-кассовых машин;
- оборудуют рабочие места для контрольно-кассовых машин в соответствии с требованиями
эксплуатационной документации на них и действующими нормативными актами;
- участвуют в пусконаладочных работах и оформлении акта ввода контрольно-кассовой
машины в эксплуатацию;
- организуют ведение, учет, хранение и списание документов, связанных с техническим
обслуживанием и ремонтом контрольно-кассовых машин, назначают лиц, несущих персональную
ответственность за их хранение;
- осуществляют хранение использованных ЭКЛЗ в соответствии с Методическими указаниями
по применению электронных контрольных лент защищенных в контрольно-кассовых машинах
(далее - Методические указания по применению ЭКЛЗ в контрольно-кассовых машинах),
утвержденными Государственной комиссией (протокол N 4/69-2002 от 25 июня 2002 года);
- обеспечивают эксплуатацию контрольно-кассовых машин в соответствии с
эксплуатационной документацией на них и Типовыми правилами эксплуатации контрольно-
кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденными Минфином
России 30.08.93, N 104, и Методическими указаниями по применению ЭКЛЗ в контрольно-
кассовых машинах;
- своевременно представляют ЦТО эксплуатируемые контрольно-кассовые машины для
ежегодной проверки исправности;
- выполняют указания работников ЦТО и налоговых органов по надлежащей эксплуатации
контрольно-кассовых машин;
- обеспечивают обучение работе на контрольно-кассовых машинах своего персонала; - представляют налоговым органам и ЦТО по их требованию документацию, связанную с
приобретением, техническим обслуживанием и ремонтом контрольно-кассовых машин, а также
необходимые объяснения, справки и сведения по этим вопросам;
- обеспечивают беспрепятственный доступ работников налоговых органов и ЦТО к
используемым контрольно-кассовым машинам при условии предъявления ими служебных
документов с фотографией и печатью организации, выдавшей документ;
- обеспечивают работникам ЦТО возможность проведения плановых мероприятий по
техническому обслуживанию контрольно-кассовых машин;
- прекращают использование контрольно-кассовых машин в случае нарушения пломбы,
средств визуального контроля генерального поставщика или ЦТО, неисправности ЭКЛЗ,
выявления других неисправностей контрольно-кассовых машин, а также наложения запрета
налоговыми органами или работниками ЦТО на использование контрольно-кассовой машины;
- вносят в Государственную комиссию предложения по улучшению качества предпродажной
подготовки, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин;
- незамедлительно ставят в известность ЦТО о любых неисправностях, включая повреждение
пломбы, средств визуального контроля генерального поставщика или ЦТО, обнаруженных в
процессе эксплуатации контрольно-кассовой машины;
- незамедлительно сообщают в налоговые органы о повреждениях пломбы кожуха контрольно-
кассовой машины или средств защиты фискальной памяти от несанкционированного доступа.
11. Центр технического обслуживания (ЦТО) 11.1. Условия регистрации и деятельности ЦТО 11.1.1. Регистрация предприятия в качестве ЦТО осуществляется органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации при условии представления ему:
- заявления на регистрацию в качестве ЦТО с указанием наименования или организационно-
правовой формы юридического лица, номера расчетного счета и соответствующего банка;
- копии договора(ов) с генеральным(и) поставщиком(ами) о техническом обслуживании и
ремонте контрольно-кассовых машин;
- перечня моделей контрольно-кассовых машин, принимаемых на техническое обслуживание и
ремонт в соответствии с договорами между генеральными поставщиками и ЦТО;
- копии Устава и, если она не заверена нотариусом, - с предъявлением оригинала; - копии свидетельства о государственной регистрации предприятия; - копии договора на аренду или документа, подтверждающего наличие в собственности
производственных помещений;
- справки предприятия о наличии полного комплекта документации, рекомендуемой
генеральным поставщиком для качественного проведения технического обслуживания и ремонта
контрольно-кассовых машин, заверенной поставщиком;
- справки предприятия о наличии оборудования и измерительных приборов, рекомендуемых
генеральным поставщиком для технического обслуживания, программирования, диагностики и
ремонта контрольно-кассовых машин, заверенной поставщиком;
- справки предприятия о наличии специалистов, прошедших обучение у поставщика или в
организации, получившей право на обучение от поставщика, заверенной поставщиком;
- актов органов Государственного пожарного надзора и Государственного санитарно-
эпидемиологического надзора о соответствии помещения для проведения технического
обслуживания и ремонта установленным требованиям для данных помещений.
Недопустимо создание ЦТО, находящихся в ведомственной или иной подчиненности от
предприятий и организаций, применяющих контрольно-кассовые машины.
Техническое обслуживание и ремонт контрольно-кассовой машины вне ЦТО, где она
находится на учете, запрещены.
ЦТО вправе привлекать к ремонту снятых им блоков и узлов (кроме фискальной памяти и
ЭКЛЗ) контрольно-кассовых машин, находящихся на техническом обслуживании в данном ЦТО,
другие юридические лица на договорных началах в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Ремонт фискальной памяти контрольно-кассовых машин специалистами ЦТО или привлекаемых
организаций запрещен. Допускается замена специалистами ЦТО модуля фискальной памяти в
соответствии с утвержденным Порядком замены фискальной памяти контрольно-кассовых машин.
Ремонт и разборка ЭКЛЗ запрещены. ЭКЛЗ, замененные или снятые специалистами ЦТО с
контрольно-кассовых машин, подлежат передаче пользователям для хранения в соответствии с
Методическими указаниями по применению ЭКЛЗ в контрольно-кассовых машинах.
11.1.2. Один и тот же ЦТО вправе заключать договоры о техническом обслуживании и
ремонте контрольно-кассовых машин с несколькими генеральными поставщиками.
Генеральный поставщик вправе заключать договоры о техническом обслуживании и ремонте
контрольно-кассовых машин с несколькими ЦТО на территории одного и того же субъекта
Российской Федерации.
11.1.3. В случае расторжения договора между генеральным поставщиком и ЦТО последний
утрачивает право на техническое обслуживание и ремонт контрольно-кассовых машин
соответствующей модели, а генеральный поставщик обязан обеспечить потребителей,
обслуживаемых этим ЦТО, услугами другого ЦТО.
11.1.4. ЦТО осуществляет свои функции в отношении предприятий (в том числе физических
лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица),
организаций и учреждений, применяющих контрольно-кассовые машины, на договорных началах.
11.1.5. ЦТО вправе иметь на территории субъектов Российской Федерации филиалы или
пункты ЦТО, его филиалы или пункты подлежат постановке на учет в налоговых органах по
месту его нахождения.
ЦТО не вправе принимать на техническое обслуживание контрольно-кассовые машины,
используемые на территории других субъектов Российской Федерации, если они не
зарегистрированы в качестве ЦТО в органах исполнительной власти соответствующих субъектов
Российской Федерации.
11.1.6. ЦТО вправе выполнять функции продавца при условии соблюдения ими требований,
установленных пунктом 9 настоящего Положения.
11.1.7. ЦТО вправе осуществлять передачу контрольно-кассовых машин в аренду
предприятиям и организациям, применяющим контрольно-кассовые машины, с последующей их
регистрацией в налоговых органах указанными предприятиями и организациями.
11.1.8. Технический персонал ЦТО должен пройти обучение по обслуживанию контрольно-
кассовых машин соответствующих моделей на курсах, организованных генеральным поставщиком,
а также иметь квалификационную группу электробезопасности не ниже третьей.
11.1.9. Работники ЦТО при посещении предприятий, применяющих контрольно-кассовые
машины, в целях осмотра контрольно-кассовых машин должны предъявлять служебное
удостоверение с фотокарточкой и задание на техническое обслуживание и ремонт, полученное
ЦТО.
До начала работы по техническому обслуживанию и ремонту контрольно-кассовой машины
работники ЦТО обязаны оформить документы, предусмотренные Типовыми правилами эксплуатации
контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (формы 27, 30).
По окончании работы производится передача исправной контрольно-кассовой машины
предприятию, которому принадлежит контрольно-кассовая машина, выдается квитанция о
проведенных работах или вносятся отметки в задание ЦТО и делается запись в журнале
технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин. Для контрольно-кассовых
машин с ЭКЛЗ, кроме того, оформляются документы, предусмотренные Методическими указаниями
по применению ЭКЛЗ в контрольно-кассовых машинах.
11.2. Права и обязанности ЦТО: - обеспечивают выполнение решений и поручений Государственной комиссии; - заключают договоры с генеральными поставщиками в целях технического обслуживания и
ремонта соответствующих моделей контрольно-кассовых машин, другие договоры;
- разрабатывают и согласовывают с генеральными поставщиками документы, устанавливающие
порядок оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту контрольно-кассовых машин;
- формируют и поддерживают фонды документации, устанавливающей технические требования
на обслуживание контрольно-кассовых машин, методы их испытаний, правила эксплуатации,
технического обслуживания и ремонта, а также фонд документации на используемые при
испытаниях и ремонте средства измерений и оборудование;
- имеют необходимое сервисное и диагностическое оборудование, ЭКЛЗ и запасные части к
контрольно-кассовым машинам;
- имеют резерв контрольно-кассовых машин для замены в случае необходимости неисправных
контрольно-кассовых машин и для передачи в аренду;
- осуществляют ввод в эксплуатацию контрольно-кассовых машин, в том числе их
предпродажную подготовку, расконсервацию, регулировку, наладку и входной контроль
функциональных характеристик, устранение обнаруженных неисправностей и устанавливают
средство визуального контроля ЦТО, удостоверяющего исправность конкретной контрольно-
кассовой машины;
- осуществляют установку, замену и снятие ЭКЛЗ в соответствии с Методическими
указаниями по применению ЭКЛЗ в контрольно-кассовых машинах;
- производят сверку паспортных данных машин с данными на шильдике контрольно-кассовой
машины и делают отметку в паспорте машины о том, что на контрольно-кассовую машину
установлены средства визуального контроля генерального поставщика и ЦТО;
- составляют техническое заключение об исправности контрольно-кассовой машины при ее
постановке на техническое обслуживание, ежегодной проверке исправности, ремонте,
регистрации, снятии с учета в налоговых органах, в иных случаях при невозможности
дальнейшего использования контрольно-кассовой машины;
- ставят на техническое обслуживание только те контрольно-кассовые машины, модели
(версии моделей) которых допущены к использованию Государственной комиссией, снабжены
средствами визуального контроля генерального поставщика, удостоверяющими их соответствие
моделям, включенным в Государственный реестр контрольно-кассовых машин, приобретенные
потребителем в ЦТО или у иных продавцов, имеющих договор обслуживания контрольно-кассовых
машин с ЦТО;
- заключают договор с потребителем о техническом обслуживании и ремонте контрольно-
кассовых машин;
- проверяют выполнение потребителем необходимых условий эксплуатации контрольно-
кассовых машин, снимают с контрольно-кассовой машины средство визуального контроля ЦТО в
случае систематических нарушений потребителем правил эксплуатации контрольно-кассовой
машины, а также невыполнения потребителем условий договора на техническое обслуживание,
ставят в известность налоговые органы о снятии контрольно-кассовой машины с технического
обслуживания в ЦТО;
- осуществляют опломбирование контрольно-кассовой машины после ее технического осмотра,
технического обслуживания и ремонта;
- представляют в налоговые органы Российской Федерации оттиски используемых ЦТО
пломбиров и печатей;
- выдают в случае утраты паспортов на контрольно-кассовые машины или иных
приравниваемых к ним документов дубликаты этих документов, не допуская при этом изменения
наименования модели и номера версии модели контрольно-кассовой машины;
- извещают налоговые органы о вновь вводимых в эксплуатацию контрольно-кассовых
машинах для организации их учета, а также обо всех случаях применения неисправных
контрольно-кассовых машин, об изъятии из эксплуатации ККМ для их ремонта;
- передают в налоговые органы образцы оттисков клейм для опломбирования контрольно-
кассовых машин, а также образцы оттисков штампов и подписей обслуживающих контрольно-
кассовые машины механиков;
- обеспечивают гарантийный и послегарантийный ремонт контрольно-кассовых машин в срок
не более 36 часов с момента передачи вызова в условиях города, в срок не более 72 часов -
в условиях сельской местности, или замену контрольно-кассовой машины в эти же сроки на
контрольно-кассовую машину из резерва ЦТО на время ремонта. Контрольно-кассовые машины
резерва должны быть зарегистрированы в налоговых органах. В контрольно-кассовых машинах с
ЭКЛЗ на время замены используется новая ЭКЛЗ;
- вносят в паспорт (формуляр) контрольно-кассовой машины сведения о вводе машины в
эксплуатацию, проведении технического обслуживания и ремонта;
- вносят в паспорта версий контрольно-кассовых машин с ЭКЛЗ регистрационные номера
установленных или замененных в них ЭКЛЗ;
- регистрируют выполнение работ в журнале вызова технических специалистов, хранящемся
у потребителя;
- содействуют в обеспечении потребителей эксплуатационными материалами; - фиксируют совместно с налоговыми органами показания денежных и операционных
счетчиков контрольно-кассовой машины при вводе в эксплуатацию, а также до и после
проведения технического обслуживания и ремонта в отчетных ведомостях, заверенных штампом
и подписью представителя ЦТО, проводят совместно с налоговыми органами активизацию
фискальной памяти;
- оказывают потребителям консультационные услуги по вопросам использования контрольно-
кассовых машин;
- осуществляют программирование и перепрограммирование контрольно-кассовых машин в
соответствии с письменной заявкой потребителя;
- производят разборку и утилизацию контрольно-кассовых машин, а также узлов и блоков,
снятых с машин и не подлежащих восстановлению в соответствии с действующим порядком;
- получают от потребителя справки и объяснения по вопросам, относящимся к эксплуатации
контрольно-кассовых машин;
- выдают потребителям предписания с указанием допущенных нарушений правил эксплуатации
контрольно-кассовых машин и мер по устранению этих нарушений;
- создают в регионе сеть филиалов и пунктов по техническому обслуживанию и ремонту
контрольно-кассовых машин, совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской
Федерации определяют их территориальное размещение, устанавливают обслуживаемые ими зоны;
- проводят обязательное обучение привлеченных к работе специалистов, организуют
подготовку кассиров-операционистов, а также работников налоговых органов по вопросам
применения контрольно-кассовых машин;
- не допускают к работе технический персонал, имеющий квалификационную группу по
электробезопасности ниже третьей;
- обеспечивают сбор и анализ информации о качестве находящихся на техническом
обслуживании контрольно-кассовых машин, замеченных недостатках, предложениях и замечаниях
потребителей и направляют на безвозмездной основе соответствующие материалы в
Государственную межведомственную экспертную комиссию по контрольно-кассовым машинам;
- организуют ведение, учет, хранение и списание документов, связанных с техническим
обслуживанием и ремонтом контрольно-кассовых машин, назначают лиц, несущих персональную
ответственность за их хранение.
|