МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПИСЬМО от 14 августа 2002 г. N АС-6-06/1243@ ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 18.06.93 N 5215-1 "О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО - КАССОВЫХ МАШИН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ С НАСЕЛЕНИЕМ" Статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -
КоАП РФ) установлена административная ответственность при продаже товаров, выполнении
работ либо оказании услуг в организациях торговли либо в иных организациях,
осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно
гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при
отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в
установленных законом случаях контрольно - кассовых машин.
На основании статьи 23.5 КоАП РФ дела об административных правонарушениях,
предусмотренных статьей 14.5 КоАП РФ, в части продажи товаров, выполнения работ и
оказания услуг без применения контрольно - кассовых машин рассматривают налоговые органы.
Статьей 1 Закона Российской Федерации от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно -
кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон)
предусмотрено, что денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или
оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями (в том
числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания
услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями
с обязательным применением контрольно - кассовых машин.
В соответствии со статьей 3 Закона требования к контрольно - кассовым машинам, включая
порядок и условия их применения и регистрации, определяются Положением по применению
контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением,
утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительством Российской Федерации от 30.
07.93 N 745 (с изменениями и дополнениями) (далее - Положение).
На основании статьи 4 Закона, а также пункта 1 и подпункта "е" пункта 7 Положения при
осуществлении денежных расчетов с населением допускается применение только
зарегистрированных в налоговых органах контрольно - кассовых машин.
Таким образом, применение не зарегистрированных в налоговых органах контрольно -
кассовых машин является нарушением требований Закона, должно рассматриваться как
осуществление денежных расчетов с населением без применения контрольно - кассовой машины
и влечет применение к нарушителям ответственности в соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ.
Использование контрольно - кассовых машин должно осуществляться в соответствии с
требованиями, установленными подпунктами "а" - "е" пункта 7 Положения. Вышеупомянутые
требования являются обязательным условием допуска контрольно - кассовой машины к
применению.
Использование контрольно - кассовых машин с нарушением требований, установленных
пунктом 7 Положения, должно рассматриваться как осуществление денежных расчетов с
населением без применения контрольно - кассовой машины и, следовательно, их нарушение
влечет ответственность за осуществление денежных расчетов без применения контрольно -
кассовой машины, в соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ.
Основанием для применения статьи 14.5 КоАП РФ является также нарушение части четвертой
пункта 7 Положения, так как контрольно - кассовые машины, на которых отсутствует либо
повреждена пломба центра технического обслуживания, отсутствует маркировка предприятия -
изготовителя или одно из средств визуального контроля, не допускаются к применению.
На основании части первой пункта 7 Положения допускается применение только исправных
контрольно - кассовых машин с долговременным и энергонезависимым хранением информации в
фискальной (контрольной) памяти. Признаки неисправной контрольно - кассовой машины
перечислены в пункте 8 Положения. Нарушение требований части первой пункта 7 Положения
является основанием для применения административной ответственности за осуществление
денежных расчетов без применения контрольно - кассовой машины в соответствии со статьей
14.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью второй пункта 5 Положения применение при осуществлении
денежных расчетов с населением контрольно - кассовых машин с фискальной памятью в
нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти приравнивается к
неприменению контрольно - кассовых машин и, следовательно, является основанием для
привлечения к административной ответственности в соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 1 Перечня отдельных категорий предприятий, которые в силу
специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять
денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых машин, утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745 (с изменениями и
дополнениями), организации (индивидуальные предприниматели) обязаны выдавать клиентам
документы строгой отчетности, приравниваемые к чекам, по формам, утвержденным Минфином
России. Неисполнение данной обязанности является основанием для привлечения организаций
(индивидуальных предпринимателей) к ответственности за осуществление денежных расчетов с
населением без применения контрольно - кассовых машин в соответствии со статьей 14.5 КоАП
РФ.
Сказанное выше подтверждается Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации от 04.08.99 N 10 "О некоторых вопросах практики применения Закона
Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных
расчетов с населением".
Статьей 2 Закона установлены обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей,
применяющих контрольно - кассовые машины.
Статьей 6 Закона определены обязанности налоговых органов в части осуществления
контроля за применением контрольно - кассовых машин.
Неисполнение организациями и индивидуальными предпринимателями вышеупомянутых
обязанностей, а также неповиновение ими законному распоряжению или требованию
должностного лица налогового органа или воспрепятствование осуществлению этим должностным
лицом обязанностей, установленных статьей 6 Закона, является основанием привлечения
организаций и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности,
предусмотренной частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 КоАП РФ.
На основании пункта 5 части 2 статьи 28.3 протоколы об административных
правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.
6, 19.7 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица налоговых органов. В соответствии со
статьей 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях рассматриваются судами
общей юрисдикции.
В соответствии с абзацем 4 статьи 2 Закона организации и индивидуальные
предприниматели, применяющие контрольно - кассовые машины, обязаны выдавать покупателю
(клиенту) вместе с покупкой (после оказания услуги) отпечатанный контрольно - кассовой
машиной чек за покупку (услугу), подтверждающий исполнение обязательств по договору купли
- продажи (оказания услуги) между покупателем (клиентом) и соответствующим предприятием.
Все организации и индивидуальные предприниматели обязаны вывешивать в доступном
покупателю (клиенту) месте ценники на продаваемые товары (прейскуранты на оказываемые
услуги), которые должны соответствовать документам, подтверждающим объявленные цены и
тарифы.
Неисполнение вышеперечисленных обязанностей является нарушением Правил продажи
отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации
от 19.01.98 N 55 (с изменениями и дополнениями) и влечет привлечение к административной
ответственности, предусмотренной статьей 14.15 КоАП РФ.
На основании абзаца 5 статьи 6 Закона проверку правильности выдачи чеков осуществляют
налоговые органы.
Вместе с тем в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ протоколы об административных
правонарушениях, предусмотренных статьей 14.15 КоАП РФ, вправе составлять органы
государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (часть
1), должностные лица органов внутренних дел (пункт 1 части 2) и должностные лица
федеральных органов налоговой полиции (пункт 6 части 2). На основании статьи 23.49 КоАП
РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.15 КоАП РФ,
рассматривают органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите
прав потребителей.
Таким образом, выявленные налоговыми органами правонарушения, предусмотренные статьей
14.15 КоАП РФ, должны быть зафиксированы в акте проверки, который затем должен быть
направлен в орган, полномочный составлять протокол об административном правонарушении,
предусмотренном вышеназванной статьей КоАП РФ.
Государственный советник налоговой службы 1 ранга А.В.СМИРНОВ
|