8 января 1998 года N 10-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ РАЗВИТИЯ АВИАЦИИ Принят Государственной Думой 10 декабря 1997 года Одобрен Советом Федерации 24 декабря 1997 года (в ред. Федерального закона от 25.10.2006 N 168-ФЗ) Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственного регулирования
развития авиации в Российской Федерации.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия: государственное регулирование развития авиации - система экономического и правового
регулирования развития авиации и авиационной деятельности, государственной поддержки и
защиты российских разработчиков, производителей, эксплуатантов и собственников
авиационной техники;
авиация - государственная авиация, гражданская авиация, экспериментальная авиация,
авиационная промышленность, авиационная инфраструктура и единая система организации
воздушного движения;
авиационная деятельность - организационная, производственная, научная и иная
деятельность физических и юридических лиц, направленная на поддержку и развитие авиации,
удовлетворение нужд экономики и населения в воздушных перевозках, авиационных работах и
услугах, в том числе на создание и использование аэродромной сети и аэропортов, и решение
других задач;
авиационная промышленность - отрасль промышленности, в которой осуществляются
разработка, производство, испытания, ремонт и утилизация авиационной техники;
авиационная инфраструктура - аэродромы, аэропорты, объекты единой системы организации
воздушного движения, центры и пункты управления полетами летательных аппаратов, пункты
приема, хранения и обработки информации в области авиационной деятельности, объекты
хранения авиационной техники, центры и оборудование для подготовки летного состава,
другие используемые при осуществлении авиационной деятельности сооружения и техника;
авиационная организация, включая авиационное предприятие, - юридическое лицо
независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, основной целью
деятельности которого являются разработка, производство, испытания, эксплуатация, ремонт
и (или) утилизация авиационной техники;
авиационная техника - летательные аппараты, их бортовое оборудование и агрегаты,
двигатели, авиационное вооружение, авиационные средства спасания, тренажеры, наземные
средства управления воздушным движением, навигации, посадки и связи, а также средства
наземного обслуживания летательных аппаратов;
авиационная техника двойного назначения - авиационная техника, которая используется
как в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, так и в интересах обороны и
безопасности Российской Федерации;
летательные аппараты - самолеты, вертолеты, авиационные, авиационно-космические ракеты,
аэростаты, дирижабли, планеры, автожиры, дельтапланы и другие летательные аппараты.
Летательные аппараты могут быть военными, гражданскими и экспериментальными.
Статья 2. Цели государственного регулирования развития авиации Целями государственного регулирования развития авиации являются: содействие экономическому развитию Российской Федерации; укрепление обороны и обеспечение безопасности Российской Федерации; развитие и расширение международного сотрудничества Российской Федерации в интересах
дальнейшей интеграции Российской Федерации в систему мировых хозяйственных связей;
поддержка и развитие научно-технического потенциала авиации; удовлетворение нужд физических и юридических лиц в воздушных перевозках, авиационных
работах и услугах и защита их прав на безопасные, качественные и экономичные воздушные
перевозки и авиационные работы и услуги;
совершенствование и модернизация авиационной техники и обеспечение ее
конкурентоспособности;
обеспечение строительства аэродромов и аэропортов, отвечающих международным стандартам;
создание рынка авиационных работ и услуг; создание системы лизинга российской гражданской авиационной техники как основы
обновления парка летательных аппаратов, создание выгодных экономических условий
российским и иностранным юридическим лицам, а также физическим лицам для вложения средств
в приобретение указанной авиационной техники;
создание новых рабочих мест. Статья 3. Основные принципы развития авиации Основными принципами развития авиации являются: приоритет развития экономики, укрепления обороны и обеспечения безопасности Российской
Федерации;
программно-целевой подход к развитию государственной, гражданской и экспериментальной
авиации, разработке, созданию и производству авиационной техники;
государственный контроль за развитием авиации в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
равноправное и взаимовыгодное международное сотрудничество Российской Федерации в
области развития авиации.
Глава II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ АВИАЦИИ Статья 4. Полномочия Правительства Российской Федерации в области развития авиации Правительство Российской Федерации в целях обеспечения проведения единой
государственной политики в области развития авиации:
разрабатывает федеральные целевые программы развития авиации; реализует меры по развитию авиации в интересах обороны и безопасности Российской
Федерации, реализации внешней и внутренней политики Российской Федерации;
координирует международное сотрудничество Российской Федерации в области развития
авиации и осуществляет контроль за разработкой и реализацией международных авиационных
проектов с участием Российской Федерации;
осуществляет иные полномочия в области развития авиации, возложенные на него
федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.
Статья 5. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области развития
авиации
1. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области развития авиации
определяются и реализуются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти: участвуют в реализации государственной политики в области развития авиации в пределах
своих полномочий;
разрабатывают предложения о проведении единой государственной политики в области
развития авиации;
осуществляют в пределах своих полномочий координацию разработки, производства и
испытаний авиационной техники, создания новых авиационных технологий, а также
взаимодействие в области развития авиации;
осуществляют управление развитием авиации в интересах обороны и безопасности
Российской Федерации, организуют выполнение работ по созданию авиационной техники;
организуют выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по
созданию авиационной техники;
организуют создание и развитие экспериментальной базы авиационной промышленности; обеспечивают в пределах своих полномочий совместно с заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти реализацию международных договоров Российской Федерации,
международных авиационных проектов и программ развития авиации, авиационной техники и
авиационной инфраструктуры;
организуют сертификацию авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного
назначения, и объектов авиационной инфраструктуры в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
обеспечивают в установленном порядке лицензирование деятельности в области авиации; обеспечивают государственный контроль за выполнением правил эксплуатации летательных
аппаратов;
участвуют в формировании рынка воздушных перевозок и авиационных работ и услуг; осуществляют другие полномочия, установленные законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации.
Статья 6. Эксплуатация авиационной техники 1. Эксплуатация авиационной техники осуществляется при условии государственной
регистрации такой техники и прав на нее в установленном порядке.
2. Авиационная техника, снятая с эксплуатации, подлежит утилизации или может быть
реализована образовательным, научным учреждениям, учреждениям культуры и организациям в
порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 7. Сертификация и лицензирование в области развития авиации 1. Юридические лица осуществляют разработку, производство и испытания авиационной
техники, в том числе авиационной техники двойного назначения, при наличии соответствующих
лицензий, сертификатов и при условии выполнения требований сохранять государственную,
служебную и коммерческую тайны в соответствии с законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации.
2. Обеспечение надежности эксплуатируемой авиационной техники возлагается на ее
разработчиков, производителей и эксплуатантов.
Статья 8. Обеспечение безопасности при разработке, производстве, испытаниях,
эксплуатации, ремонте и утилизации авиационной техники
1. Контроль за обеспечением безопасности при разработке, производстве, испытаниях,
эксплуатации, ремонте и утилизации авиационной техники возлагается на специально
уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.
2. Безопасность при проведении испытаний и эксплуатации авиационной техники
обеспечивается ее разработчиками, эксплуатантами и соответствующими службами аэродромов и
аэропортов.
Глава III. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ АВИАЦИИ Статья 9. Государственная поддержка развития авиации Государственная поддержка развития авиации осуществляется путем: проведения бюджетной политики, обеспечивающей развитие авиации; предоставления в установленном законом порядке налоговых и иных льгот российским и
иностранным инвесторам, принимающим участие в финансировании фундаментальных и прикладных
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
предоставления в установленном законом порядке налоговых льгот российским авиационным
организациям, приобретающим и эксплуатирующим российскую авиационную технику, в том числе
на лизинговой основе;
защиты интересов граждан и юридических лиц Российской Федерации, осуществляющих
деятельность в области развития авиации, в международных организациях;
информационного и правового обеспечения развития авиации. Статья 10. Основы финансирования развития авиации 1. Финансирование развития авиации осуществляется путем выделения средств из
федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на федеральные целевые
программы в целях обеспечения государственных нужд (разработки, производства, испытаний,
эксплуатации, ремонта и утилизации авиационной техники) в порядке, установленном
законодательством.
2. Государственные заказчики и исполнители авиационных работ и услуг вправе привлекать
внебюджетные источники финансирования, в том числе собственные средства.
Статья 11. Приватизация в области авиации Приватизация государственного и муниципального имущества, включая организации,
обеспечивающие разработку, производство, испытания, эксплуатацию, ремонт и утилизацию
авиационной техники, соответствующего имущества и объектов авиационной инфраструктуры
осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о
приватизации.
Статья 12. Участие иностранного капитала в авиационной организации (в ред. Федерального закона от 25.10.2006 N 168-ФЗ) Участие иностранного капитала в авиационной организации, осуществляющей деятельность
по разработке, производству, испытаниям, ремонту и (или) утилизации авиационной техники,
допускается при условии, если доля участия иностранного капитала составляет менее чем
двадцать пять процентов уставного капитала авиационной организации, или по решению
Президента Российской Федерации. Руководитель и входящие в органы управления такой
организации лица являются гражданами Российской Федерации; иное определяется решением
Президента Российской Федерации.
Статья 13. Национализация в области развития авиации Государство в целях обеспечения своих интересов в области развития авиации вправе на
основании федерального закона национализировать (обратить в государственную
собственность) имущество, находящееся в собственности физических и юридических лиц.
Глава IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЙ НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА Статья 14. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 15. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Статья 16. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим
Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской
Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным
законом.
Президент Российской Федерации Б.ЕЛЬЦИН Москва, Кремль 8 января 1998 года N 10-ФЗ
|