Главная arrow Право собственности arrow Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 22.08.2004) "о государственной тайне"

Главное меню
Главная
Типовые бланки
Кодексы РФ
Вопросы и ответы
Права потребителей
Право собственности
Гражданство
Наследство
Законодательство о труде
Законодательство о жилье
Карта сайта
Юриспруденция


Воспользуйся поиском
Поиск
Кто на сайте?
Сейчас в библиотеке:
Посетителей - 11

Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 22.08.2004) "о государственной тайне"

Версия для печати Отправить на e-mail
15.04.2007 г.
21 июля 1993 года N 5485-1

   
   
   РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
   
   ЗАКОН
   
   О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ
   
   (в ред. Федеральных законов от 06.10.1997 N 131-ФЗ,
   от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 11.11.2003 N 153-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ,
   от 22.08.2004 N 122-ФЗ,
   с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ
   от 27.03.1996 N 8-П, определениями Конституционного Суда РФ
   от 10.11.2002 N 293-О, от 10.11.2002 N 314-О)
   
   Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к  государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах  обеспечения безопасности Российской Федерации.    (в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)
   
   Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
   
   Статья 1. Сфера действия настоящего Закона
   
   Положения настоящего Закона обязательны для исполнения на территории Российской  Федерации и за ее пределами органами законодательной, исполнительной и судебной властей  (далее - органы государственной власти), местного самоуправления, предприятиями,  учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы  собственности, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, взявшими на себя  обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства  Российской Федерации о государственной тайне.    (в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)
   
   Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
   
   В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
   государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной,  внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно- розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности  Российской Федерации;    носители сведений, составляющих государственную тайну, - материальные объекты, в том  числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят  свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;    система защиты государственной тайны - совокупность органов защиты государственной  тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную  тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях;    допуск к государственной тайне - процедура оформления права граждан на доступ к  сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций -  на проведение работ с использованием таких сведений;    доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, - санкционированное  полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими  государственную тайну;    гриф секретности - реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений,  содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной  документации на него;    средства защиты информации - технические, криптографические, программные и другие  средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну,  средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты  информации.    Перечень сведений, составляющих государственную тайну, - совокупность категорий  сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и  засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.    (абзац введен Федеральным законом от 06.10.1997 N 131-ФЗ)
   
   Статья 3. Законодательство Российской Федерации о государственной тайне
   
   Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на  Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации "О безопасности" и включает  настоящий Закон, а также положения других актов законодательства, регулирующих отношения,  связанные с защитой государственной тайны.    
   Статья 4. Полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области  отнесения сведений к государственной тайне и их защиты    
   1. Палаты Федерального Собрания:
   (в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)
   осуществляют законодательное регулирование отношений в области государственной тайны;
   (в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)
   рассматривают статьи федерального бюджета в части средств, направляемых на реализацию  государственных программ в области защиты государственной тайны;    (в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)
   абзац исключен. - Федеральный закон от 06.10.1997 N 131-ФЗ;
   определяют полномочия должностных лиц в аппаратах палат Федерального Собрания по  обеспечению защиты государственной тайны в палатах Федерального Собрания;    (в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)
   абзац исключен. - Федеральный закон от 06.10.1997 N 131-ФЗ.
   2. Президент Российской Федерации:
   утверждает государственные программы в области защиты государственной тайны;
   утверждает по представлению Правительства Российской Федерации состав, структуру  межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;    утверждает по представлению Правительства Российской Федерации Перечень должностных  лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к  государственной тайне, а также Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;    заключает международные договоры Российской Федерации о совместном использовании и  защите сведений, составляющих государственную тайну;    определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в  Администрации Президента Российской Федерации;    (в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)
   в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением  сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой.    (в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)
   3. Правительство Российской Федерации:
   организует исполнение Закона Российской Федерации "О государственной тайне";
   представляет на утверждение Президенту Российской Федерации состав, структуру  межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;    представляет на утверждение Президенту Российской Федерации Перечень должностных лиц  органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к  государственной тайне;    устанавливает порядок разработки Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне;
   организует разработку и выполнение государственных программ в области защиты  государственной тайны;    определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в  аппарате Правительства Российской Федерации;    устанавливает порядок предоставления социальных гарантий гражданам, допущенным к  государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по  защите государственной тайны;    (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
   устанавливает порядок определения размеров ущерба, наступившего в результате  несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а  также ущерба, наносимого собственнику информации в результате ее засекречивания;    заключает межправительственные соглашения, принимает меры по выполнению международных  договоров Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих  государственную тайну, принимает решения о возможности передачи их носителей другим  государствам;    в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением  сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой.    (абзац введен Федеральным законом от 06.10.1997 N 131-ФЗ)
   4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти  субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления во взаимодействии с  органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах соответствующих  территорий:    обеспечивают защиту переданных им другими органами государственной власти,  предприятиями, учреждениями и организациями сведений, составляющих государственную тайну,  а также сведений, засекречиваемых ими;    обеспечивают защиту государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в  учреждениях и организациях в соответствии с требованиями актов законодательства  Российской Федерации;    устанавливают размеры предоставляемых социальных гарантий гражданам, допущенным к  государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по  защите государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и  организациях;    обеспечивают в пределах своей компетенции проведение проверочных мероприятий в  отношении граждан, допускаемых к государственной тайне;    реализуют предусмотренные законодательством меры по ограничению прав граждан и  предоставлению социальных гарантий лицам, имеющим либо имевшим доступ к сведениям,  составляющим государственную тайну;    вносят в полномочные органы государственной власти предложения по совершенствованию  системы защиты государственной тайны.    (п. 4 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
   5. Органы судебной власти:
   рассматривают уголовные и гражданские дела о нарушениях законодательства Российской  Федерации о государственной тайне;    обеспечивают судебную защиту граждан, органов государственной власти, предприятий,  учреждений и организаций в связи с их деятельностью по защите государственной тайны;    обеспечивают в ходе рассмотрения указанных дел защиту государственной тайны;
   определяют полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в  органах судебной власти.    
   Раздел II. ПЕРЕЧЕНЬ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ
   ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ
   (в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)
   
   Статья 5. Перечень сведений, составляющих государственную тайну
   
   (в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)
   
   Государственную тайну составляют:
   1) сведения в военной области:
   о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по  подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному  развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и  органов, предусмотренных Федеральным законом "Об обороне", об их боевой и мобилизационной  готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;    о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской  Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и  результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;    о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об  утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов,  используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты  ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических  и специальных физических установках оборонного значения;    о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов  вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых  видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;    о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных  объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель,  недр и акваторий для этих объектов;    о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении,  численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и  (или) оперативной обстановке;    2) сведения в области экономики, науки и техники:
   о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к  возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и  ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах  стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об  использовании государственных материальных резервов;    об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения  обороноспособности и безопасности государства;    о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени  защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности  населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях  обеспечения безопасности государства;    об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и  поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой  оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях  предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения,  военной техники и другой оборонной продукции;    о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских,  о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение,  влияющих на безопасность государства;    о запасах платины, металлов платиновой группы, природных алмазов в Государственном  фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральном банке  Российской Федерации, а также об объемах запасов в недрах, добычи, производства и  потребления стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку,  определяемому Правительством Российской Федерации);    (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 153-ФЗ)
   3) сведения в области внешней политики и экономики:
   о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации,  преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;    о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных  показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной  деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности  государства;    4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной  деятельности:    о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной,  контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о  финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;    о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами,  осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную  деятельность;    об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов  государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти  данные раскрывают перечисленные сведения;    о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и  засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о  методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об  информационно-аналитических системах специального назначения;    о методах и средствах защиты секретной информации;
   об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны;
   о защите Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической  зоны и континентального шельфа Российской Федерации;    о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности  государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации;    о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения  безопасности государства.    
   Раздел III. ОТНЕСЕНИЕ СВЕДЕНИЙ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ
   И ИХ ЗАСЕКРЕЧИВАНИЕ
   (в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)
   
   Статья 6. Принципы отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания этих  сведений    (в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)
   
   Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание - введение в  предусмотренном настоящим Законом порядке для сведений, составляющих государственную  тайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителям.    (в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)
   Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание осуществляется в  соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности.    (в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)
   Законность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается  в соответствии засекречиваемых сведений положениям статей 5 и 7 настоящего Закона и  законодательству Российской Федерации о государственной тайне.    (в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)
   Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание  заключается в установлении путем экспертной оценки целесообразности засекречивания  конкретных сведений, вероятных экономических и иных последствий этого акта исходя из  баланса жизненно важных интересов государства, общества и граждан.    (в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)
   Своевременность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание  заключается в установлении ограничений на распространение этих сведений с момента их  получения (разработки) или заблаговременно.    (в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)
   
   Статья 7. Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию
   (в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)
   
   Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:
   (в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)
   о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан,  и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и  последствиях;    о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры,  сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;    о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством  гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;    (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
   о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
   о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;
   о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;
   о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.    Должностные лица, принявшие решения о засекречивании перечисленных сведений либо о  включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут  уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от  причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба.  Граждане вправе обжаловать такие решения в суд.    
   Статья 8. Степени секретности сведений и грифы секретности носителей этих сведений
   
   Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна  соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности  Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.    Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну,  и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений:  "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно".    Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности  Российской Федерации вследствие распространения сведений, составляющих государственную  тайну, и правила отнесения указанных сведений к той или иной степени секретности  устанавливаются Правительством Российской Федерации.    Использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не  отнесенных к государственной тайне, не допускается.    
   Статья 9. Порядок отнесения сведений к государственной тайне
   
   Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их  отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью, а также в соответствии  с настоящим Законом.    (в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)
   Обоснование необходимости отнесения сведений к государственной тайне в соответствии с  принципами засекречивания сведений возлагается на органы государственной власти,  предприятия, учреждения и организации, которыми эти сведения получены (разработаны).    Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с Перечнем  сведений, составляющих государственную тайну, определяемым настоящим Законом,  руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц,  наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым  Президентом Российской Федерации. Указанные лица несут персональную ответственность за  принятые ими решения о целесообразности отнесения конкретных сведений к государственной  тайне.    (в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)
   Для осуществления единой государственной политики в области засекречивания сведений  межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует по предложениям  органов государственной власти и в соответствии с Перечнем сведений, составляющих  государственную тайну, Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. В этом  Перечне указываются органы государственной власти, наделяемые полномочиями по  распоряжению данными сведениями. Указанный Перечень утверждается Президентом Российской  Федерации, подлежит открытому опубликованию и пересматривается по мере необходимости.    (в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)
   Органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по  отнесению сведений к государственной тайне, в соответствии с Перечнем сведений,  отнесенных к государственной тайне, разрабатываются развернутые перечни сведений,  подлежащих засекречиванию. В эти перечни включаются сведения, полномочиями по  распоряжению которыми наделены указанные органы, и устанавливается степень их секретности.  В рамках целевых программ по разработке и модернизации образцов вооружения и военной  техники, опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ по решению заказчиков  указанных образцов и работ могут разрабатываться отдельные перечни сведений, подлежащих  засекречиванию. Эти перечни утверждаются соответствующими руководителями органов  государственной власти. Целесообразность засекречивания таких перечней определяется их  содержанием.    (в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)
   
   Статья 10. Ограничение прав собственности предприятий, учреждений, организаций и  граждан Российской Федерации на информацию в связи с ее засекречиванием    
   Должностные лица, наделенные в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Закона,  полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, вправе принимать решения о  засекречивании информации, находящейся в собственности предприятий, учреждений,  организаций и граждан (далее - собственник информации), если эта информация включает  сведения, перечисленные в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне.  Засекречивание указанной информации осуществляется по представлению собственников  информации или соответствующих органов государственной власти.    Материальный ущерб, наносимый собственнику информации в связи с ее засекречиванием,  возмещается государством в размерах, определяемых в договоре между органом  государственной власти, в распоряжение которого переходит эта информация, и ее  собственником. В договоре также предусматриваются обязательства собственника информации  по ее нераспространению. При отказе собственника информации от подписанного договора он  предупреждается об ответственности за несанкционированное распространение сведений,  составляющих государственную тайну, в соответствии с действующим законодательством.    Собственник информации вправе обжаловать в суд действия должностных лиц, ущемляющие,  по мнению собственника информации, его права. В случае признания судом действий  должностных лиц незаконными порядок возмещения ущерба, нанесенного собственнику  информации, определяется решением суда в соответствии с действующим законодательством.    Не может быть ограничено право собственности на информацию иностранных организаций и  иностранных граждан, если эта информация получена (разработана) ими без нарушения  законодательства Российской Федерации.    
   Статья 11. Порядок засекречивания сведений и их носителей
   
   Основанием для засекречивания сведений, полученных (разработанных) в результате  управленческой, производственной, научной и иных видов деятельности органов  государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, является их соответствие  действующим в данных органах, на данных предприятиях, в данных учреждениях и организациях  перечням сведений, подлежащих засекречиванию. При засекречивании этих сведений их  носителям присваивается соответствующий гриф секретности.    При невозможности идентификации полученных (разработанных) сведений со сведениями,  содержащимися в действующем перечне, должностные лица органов государственной власти,  предприятий, учреждений и организаций обязаны обеспечить предварительное засекречивание  полученных (разработанных) сведений в соответствии с предполагаемой степенью секретности  и в месячный срок направить в адрес должностного лица, утвердившего указанный перечень,  предложения по его дополнению (изменению).    Должностные лица, утвердившие действующий перечень, обязаны в течение трех месяцев  организовать экспертную оценку поступивших предложений и принять решение по дополнению  (изменению) действующего перечня или снятию предварительно присвоенного сведениям грифа  секретности.    
   Статья 12. Реквизиты носителей сведений, составляющих государственную тайну
   
   На носители сведений, составляющих государственную тайну, наносятся реквизиты,  включающие следующие данные:    о степени секретности содержащихся в носителе сведений со ссылкой на соответствующий  пункт действующего в данном органе государственной власти, на данном предприятии, в  данных учреждении и организации перечня сведений, подлежащих засекречиванию;    об органе государственной власти, о предприятии, об учреждении, организации,  осуществивших засекречивание носителя;    о регистрационном номере;
   о дате или условии рассекречивания сведений либо о событии, после наступления которого  сведения будут рассекречены.    При невозможности нанесения таких реквизитов на носитель сведений, составляющих  государственную тайну, эти данные указываются в сопроводительной документации на этот  носитель.    Если носитель содержит составные части с различными степенями секретности, каждой из  этих составных частей присваивается соответствующий гриф секретности, а носителю в целом  присваивается гриф секретности, соответствующий тому грифу секретности, который  присваивается его составной части, имеющей высшую для данного носителя степень  секретности сведений.    Помимо перечисленных в настоящей статье реквизитов на носителе и (или) в  сопроводительной документации к нему могут проставляться дополнительные отметки,  определяющие полномочия должностных лиц по ознакомлению с содержащимися в этом носителе  сведениями. Вид и порядок проставления дополнительных отметок и других реквизитов  определяются нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.    
   Раздел IV. РАССЕКРЕЧИВАНИЕ СВЕДЕНИЙ И ИХ НОСИТЕЛЕЙ
   
   Статья 13. Порядок рассекречивания сведений
   
   Рассекречивание сведений и их носителей - снятие ранее введенных в предусмотренном  настоящим Законом порядке ограничений на распространение сведений, составляющих  государственную тайну, и на доступ к их носителям.    Основаниями для рассекречивания сведений являются:
   взятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену  сведениями, составляющими в Российской Федерации государственную тайну;    изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений,  составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.    Органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению  сведений к государственной тайне, обязаны периодически, но не реже чем через каждые 5 лет,  пересматривать содержание действующих в органах государственной власти, на предприятиях,  в учреждениях и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части  обоснованности засекречивания сведений и их соответствия установленной ранее степени  секретности.    Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать  30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению  межведомственной комиссии по защите государственной тайны.    Правом изменения действующих в органах государственной власти, на предприятиях, в  учреждениях и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, наделяются  утвердившие их руководители органов государственной власти, которые несут персональную  ответственность за обоснованность принятых ими решений по рассекречиванию сведений.  Решения указанных руководителей, связанные с изменением перечня сведений, отнесенных к  государственной тайне, подлежат согласованию с межведомственной комиссией по защите  государственной тайны, которая вправе приостанавливать и опротестовывать эти решения.    
   Статья 14. Порядок рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную  тайну    
   Носители сведений, составляющих государственную тайну, рассекречиваются не позднее  сроков, установленных при их засекречивании. До истечения этих сроков носители подлежат  рассекречиванию, если изменены положения действующего в данном органе государственной  власти, на предприятии, в учреждении и организации перечня, на основании которых они были  засекречены.    В исключительных случаях право продления первоначально установленных сроков  засекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, предоставляется  руководителям государственных органов, наделенным полномочиями по отнесению  соответствующих сведений к государственной тайне, на основании заключения назначенной ими  в установленном порядке экспертной комиссии.    Руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций  наделяются полномочиями по рассекречиванию носителей сведений, необоснованно  засекреченных подчиненными им должностными лицами.    Руководители государственных архивов Российской Федерации наделяются полномочиями по  рассекречиванию носителей сведений, составляющих государственную тайну, находящихся на  хранении в закрытых фондах этих архивов, в случае делегирования им таких полномочий  организацией-фондообразователем или ее правопреемником. В случае ликвидации организации- фондообразователя и отсутствия ее правопреемника вопрос о порядке рассекречивания  носителей сведений, составляющих государственную тайну, рассматривается межведомственной  комиссией по защите государственной тайны.    
   Статья 15. Исполнение запросов граждан, предприятий, учреждений, организаций и органов  государственной власти Российской Федерации о рассекречивании сведений    
   Граждане, предприятия, учреждения, организации и органы государственной власти  Российской Федерации вправе обратиться в органы государственной власти, на предприятия, в  учреждения, организации, в том числе в государственные архивы, с запросом о  рассекречивании сведений, отнесенных к государственной тайне.    Органы государственной власти, предприятия, учреждения, организации, в том числе  государственные архивы, получившие такой запрос, обязаны в течение трех месяцев  рассмотреть его и дать мотивированный ответ по существу запроса. Если они не правомочны  решить вопрос о рассекречивании запрашиваемых сведений, то запрос в месячный срок с  момента его поступления передается в орган государственной власти, наделенный такими  полномочиями, либо в межведомственную комиссию по защите государственной тайны, о чем  уведомляются граждане, предприятия, учреждения, организации и органы государственной  власти Российской Федерации, подавшие запрос.    Уклонение должностных лиц от рассмотрения запроса по существу влечет за собой  административную (дисциплинарную) ответственность в соответствии с действующим  законодательством.    Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне может быть обжалована в суд.  При признании судом необоснованности засекречивания сведений эти сведения подлежат  рассекречиванию в установленном настоящим Законом порядке.    
   Раздел V. РАСПОРЯЖЕНИЕ СВЕДЕНИЯМИ, СОСТАВЛЯЮЩИМИ
   ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ
   
   Статья 16. Взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, органами  государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями    
   Взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется  органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями, не  состоящими в отношениях подчиненности и не выполняющими совместных работ, с санкции  органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9  настоящего Закона находятся эти сведения.    Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, запрашивающие  сведения, составляющие государственную тайну, обязаны создать условия, обеспечивающие  защиту этих сведений. Их руководители несут персональную ответственность за несоблюдение  установленных ограничений по ознакомлению со сведениями, составляющими государственную  тайну.    Обязательным условием для передачи сведений, составляющих государственную тайну,  органам государственной власти, предприятиям, учреждениям и организациям является  выполнение ими требований, предусмотренных в статье 27 настоящего Закона.    
   Статья 17. Передача сведений, составляющих государственную тайну, в связи с  выполнением совместных и других работ    
   Передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям,  организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется  заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого  в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся соответствующие сведения, и  только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений,  составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия,  учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений  соответствующей степени секретности, а у граждан - соответствующего допуска.    Предприятия, учреждения или организации, в том числе и негосударственных форм  собственности, при проведении совместных и других работ (получении государственных  заказов) и возникновении в связи с этим необходимости в использовании сведений,  составляющих государственную тайну, могут заключать с государственными предприятиями,  учреждениями или организациями договоры об использовании услуг их структурных  подразделений по защите государственной тайны, о чем делается соответствующая отметка в  лицензиях на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную  тайну, обеих договаривающихся сторон.    В договоре на проведение совместных и других работ, заключаемом в установленном  законом порядке, предусматриваются взаимные обязательства сторон по обеспечению  сохранности сведений, составляющих государственную тайну, как в процессе проведения работ,  так и по их завершении, а также условия финансирования работ (услуг) по защите сведений,  составляющих государственную тайну.    Организация контроля за эффективностью защиты государственной тайны при проведении  совместных и других работ возлагается на заказчика этих работ в соответствии с  положениями заключенного сторонами договора.    При нарушении исполнителем в ходе совместных и других работ взятых на себя  обязательств по защите государственной тайны заказчик вправе приостановить выполнение  заказа до устранения нарушений, а при повторных нарушениях - поставить вопрос об  аннулировании заказа и лицензии на проведение работ с использованием сведений,  составляющих государственную тайну, и о привлечении виновных лиц к ответственности. При  этом материальный ущерб, нанесенный исполнителем государству в лице заказчика, подлежит  взысканию в соответствии с действующим законодательством.    
   Статья 18. Передача сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам
   
   Решение о передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам  принимается Правительством Российской Федерации при наличии экспертного заключения  межведомственной комиссии по защите государственной тайны о возможности передачи этих  сведений.    Обязательства принимающей стороны по защите передаваемых ей сведений предусматриваются  заключаемым с ней договором (соглашением).    
   Статья 19. Защита сведений, составляющих государственную тайну, при изменении функций  субъектов правоотношений    
   Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, располагающие  сведениями, составляющими государственную тайну, в случаях изменения их функций, форм  собственности, ликвидации или прекращения работ с использованием сведений, составляющих  государственную тайну, обязаны принять меры по обеспечению защиты этих сведений и их  носителей. При этом носители сведений, составляющих государственную тайну, в  установленном порядке уничтожаются, сдаются на архивное хранение либо передаются:    правопреемнику органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации,  располагающих сведениями, составляющими государственную тайну, если этот правопреемник  имеет полномочия по проведению работ с использованием указанных сведений;    органу государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9  настоящего Закона находятся соответствующие сведения;    другому органу государственной власти, предприятию, учреждению или организации по  указанию межведомственной комиссии по защите государственной тайны.    
   Раздел VI. ЗАЩИТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ
   
   Статья 20. Органы защиты государственной тайны
   
   К органам защиты государственной тайны относятся:
   межведомственная комиссия по защите государственной тайны;
   федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения  безопасности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны,  федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки,  федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия  техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы;    (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
   органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные  подразделения по защите государственной тайны.    Межведомственная комиссия по защите государственной тайны является коллегиальным  органом, координирующим деятельность органов государственной власти по защите  государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ,  нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства  Российской Федерации о государственной тайне. Функции межведомственной комиссии по защите  государственной тайны и ее надведомственные полномочия реализуются в соответствии с  Положением о межведомственной комиссии по защите государственной тайны, утверждаемым  Президентом Российской Федерации.    Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения  безопасности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны,  федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки,  федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия  техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы  организуют и обеспечивают защиту государственной тайны в соответствии с функциями,  возложенными на них законодательством Российской Федерации.    (часть третья в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
   Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации обеспечивают  защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на них  задачами и в пределах своей компетенции. Ответственность за организацию защиты сведений,  составляющих государственную тайну, в органах государственной власти, на предприятиях, в  учреждениях и организациях возлагается на их руководителей. В зависимости от объема работ  с использованием сведений, составляющих государственную тайну, руководителями органов  государственной власти, предприятий, учреждений и организаций создаются структурные  подразделения по защите государственной тайны, функции которых определяются указанными  руководителями в соответствии с нормативными документами, утверждаемыми Правительством  Российской Федерации, и с учетом специфики проводимых ими работ.    Защита государственной тайны является видом основной деятельности органа  государственной власти, предприятия, учреждения или организации.    
   
   Статья 21 не может применяться судами, другими органами и должностными лицами в  качестве основания для отстранения представителя ответчика от участия в рассмотрении дела  арбитражным судом в связи с отсутствием у него допуска к государственной тайне  (Определение Конституционного Суда РФ от 10.11.2002 N 293-О).    
   Статья 21 по ее буквальному смыслу признана соответствующей Конституции Российской  Федерации. Распространение положений статьи 21 на адвокатов, участвующих в качестве  защитников в уголовном судопроизводстве, и отстранение их от участия в деле в связи с  отсутствием допуска к государственной тайне не соответствует Конституции Российской  Федерации, ее статьям 48 и 123 (часть 3) (Постановление Конституционного Суда РФ от 27.03. 1996 N 8-П).    
   Статья 21.1 не может применяться в качестве основания для отстранения адвоката,  являющегося представителем истца, от участия в рассмотрении дела судом общей юрисдикции в  процедуре гражданского судопроизводства в связи с отсутствием у него допуска к  государственной тайне (определение Конституционного Суда РФ от 10.11.2002 N 314-О).    
--------------------
 
< Пред.   След. >