ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕШЕНИЕ от 23 октября 2003 г. N ГКПИ 03-1110 Именем Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации в составе: судьи Верховного Суда РФ Зелепукина А.Н., при секретаре Терентьевой С.В., с участием прокурора Масаловой Л.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Пестовой Ольги
Владимировны о признании частично недействующим и не подлежащим применению п. 51
Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного
Указом Президента Российской Федерации N 1325 от 14 ноября 2002 года,
установил: Указом Президента Российской Федерации N 1325 от 14 ноября 2002 года утверждено
"Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации", в
соответствии с п. 51 которого:
при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации
(утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или
обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих
предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным
органом осуществляется проверка факта выдачи лицу указанного документа на законных
основаниях и соответствующих обстоятельств.
Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по
инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учетом части седьмой
статьи 4 и статьи 42 Федерального закона. При необходимости в ходе проверки могут быть
направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа,
удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в
органы исполнительной власти и суд.
Заявитель Пестова О.В. оспаривает указанные положения нормативного правового акта,
полагая его нарушающим ее права и не соответствующим ст. 3, ч. 4 ст. 4, ст. 5, ст. 10, ст.
22 и ст. 42 ФЗ "О гражданстве".
В судебном заседании представитель Пестовой О.В. Маргвели Б.Г. поддержал требования
заявительницы.
Представитель Президента Российской Федерации в судебное заседание не явился, о
слушании дела надлежащим образом извещен, в пользу чего свидетельствует поступившая в
Верховный Суд РФ телефонограмма, что в силу ч. 2 ст. 252 ГПК РФ не может служить
препятствием к рассмотрению дела по существу.
Заслушав заявителя, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Л.Ф. Масаловой,
полагавшей заявление необходимым отклонить, Верховный Суд РФ не находит оснований к
удовлетворению заявления.
Президент Российской Федерации осуществляет полномочия, предоставленные ему ст. ст. 83
- 90 Конституции Российской Федерации, путем издания правовых актов в форме указов и
распоряжений, которые в силу ст. 90 ч. 3 Конституции РФ не должны противоречить
Конституции РФ и федеральным законам.
В соответствии с п. 2 ст. 29 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О
гражданстве Российской Федерации" Президент Российской Федерации утверждает положение о
порядке рассмотрения гражданства, которое принято в соответствии с данной нормой Закона
Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325.
В силу ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской
Федерации" под гражданством Российской Федерации понимается устойчивая правовая связь с
Российской Федерацией, выразившаяся в совокупности взаимных прав и обязанностей.
Определение наличия такой устойчивой связи в силу ст. ст. 30, 31 Федерального закона
от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" входит в полномочия
федерального органа, ведающего вопросами внутренних дел, и его территориальных органов, а
также федерального органа исполнительной власти, ведающими вопросами иностранных дел, и
дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, которые
при этом в числе других возложенных настоящей статьей Закона обязанностей: устанавливают
наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской
Федерации; принимают заявления по вопросам гражданства от лиц, проживающих на территории
Российской Федерации; проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по
вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают
дополнительные сведения в соответствующих государственных органах.
В соответствии со ст. 10, 30, 31 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О
гражданстве Российской Федерации" документом, удостоверяющим гражданство Российской
Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ,
содержащий указание на гражданство лица.
Для исполнения обязанностей, указанных в ст. ст. 30, 31 Федерального закона от 31 мая
2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", и в соответствии с этими нормами
Закона в п. 51 оспариваемого Положения предусмотрена возможность совершения действий по
проверке, направленной на установление гражданства Российской Федерации, которая
заканчивается при его подтверждении в соответствии со ст. 52 Положения выдачей
соответствующего документа.
Из этого следует, что нельзя отождествлять определение гражданства в соответствии со
ст. 51 Положения с отменой решения по вопросам гражданства Российской Федерации,
предусмотренных в ст. 22 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве
Российской Федерации" и разделе VII Положения, поскольку в порядке ст. 23 Федерального
закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" производится
отмена решения по вопросам гражданства в прямо предусмотренных законом случаях.
Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят в пределах полномочий и в
соответствии с действующим законодательством.
Как следует из представленных Пестовой О.В. документов и объяснений ее представителя,
в отношении нее решений по вопросам гражданства не принималось, а поэтому органы
внутренних дел при определении гражданства руководствовались ст. 51 Положения.
Доводы Пестовой О.В. о длительном проживании в Российской Федерации и наличии
оснований для его приобретения в упрощенном порядке не могут служить основанием к
удовлетворению заявления, а должны учитываться уполномоченными органами при решении
вопроса о приобретении гражданства Российской Федерации.
Приведенные в заявлении и в выступлении представителя Пестовой О.В. ссылки на
положения ст. ст. 3 - 5, 10, 22 и 42 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О
гражданстве Российской Федерации" указывают на невозможность лишения гражданства, а также
на основания и порядок отмены решений по вопросам гражданства также не могут служить
основаниями к удовлетворению заявления, поскольку не имеют отношения к рассматриваемому
нормативному правовому акту.
Кроме того, оспариваемые положения соответствуют также ст. 42 Федерального закона от
31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", документы, выданные в
соответствии с ранее действовавшим законодательством, сохраняют юридическую силу, если
они оформлены надлежащим образом, и считаются действительными на день вступления в силу
настоящего Федерального закона.
Из этого следует, что выданный Пестовой О.В. с нарушением установленного порядка
вкладыш в паспорт, удостоверяющий гражданство, не может сохранять юридическую силу,
поскольку не оформлен надлежащим образом.
Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят в пределах компетенции,
федеральному законодательству не противоречит, а поэтому в силу части 1 статьи 253
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявления
следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ч. 1 ГПК РФ,
Верховный Суд Российской Федерации
решил: заявление Пестовой Ольги Владимировны о признании частично недействующим и не
подлежащим применению п. 51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства
Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 1325 от 14
ноября 2002 года, оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской
Федерации в течение 10 дней.
Судья Верховного Суда Российской Федерации А.Н.ЗЕЛЕПУКИН
|