Главная arrow Гражданство arrow Решение верховного суда РФ от 23.10.2003 N гкпи03-1110 <об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим и не подлежащи

Главное меню
Главная
Типовые бланки
Кодексы РФ
Вопросы и ответы
Права потребителей
Право собственности
Гражданство
Наследство
Законодательство о труде
Законодательство о жилье
Карта сайта
Юриспруденция


Воспользуйся поиском
Поиск
Кто на сайте?
Сейчас в библиотеке:
Посетителей - 12

Решение верховного суда РФ от 23.10.2003 N гкпи03-1110 <об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим и не подлежащи

Версия для печати Отправить на e-mail
15.04.2007 г.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
   РЕШЕНИЕ
   от 23 октября 2003 г. N ГКПИ 03-1110
   
   Именем Российской Федерации
   
   Верховный Суд Российской Федерации в составе:
   
       судьи Верховного Суда РФ                      Зелепукина А.Н.,
       при секретаре                                Терентьевой С.В.,
       с участием прокурора                           Масаловой Л.Ф.,
   
   рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Пестовой Ольги  Владимировны о признании частично недействующим и не подлежащим применению п. 51  Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного  Указом Президента Российской Федерации N 1325 от 14 ноября 2002 года,    
   установил:
   
   Указом Президента Российской Федерации N 1325 от 14 ноября 2002 года утверждено  "Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации", в  соответствии с п. 51 которого:    при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации  (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или  обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих  предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным  органом осуществляется проверка факта выдачи лицу указанного документа на законных  основаниях и соответствующих обстоятельств.    Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по  инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учетом части седьмой  статьи 4 и статьи 42 Федерального закона. При необходимости в ходе проверки могут быть  направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа,  удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в  органы исполнительной власти и суд.    Заявитель Пестова О.В. оспаривает указанные положения нормативного правового акта,  полагая его нарушающим ее права и не соответствующим ст. 3, ч. 4 ст. 4, ст. 5, ст. 10, ст.  22 и ст. 42 ФЗ "О гражданстве".    В судебном заседании представитель Пестовой О.В. Маргвели Б.Г. поддержал требования  заявительницы.    Представитель Президента Российской Федерации в судебное заседание не явился, о  слушании дела надлежащим образом извещен, в пользу чего свидетельствует поступившая в  Верховный Суд РФ телефонограмма, что в силу ч. 2 ст. 252 ГПК РФ не может служить  препятствием к рассмотрению дела по существу.    Заслушав заявителя, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Л.Ф. Масаловой,  полагавшей заявление необходимым отклонить, Верховный Суд РФ не находит оснований к  удовлетворению заявления.    Президент Российской Федерации осуществляет полномочия, предоставленные ему ст. ст. 83  - 90 Конституции Российской Федерации, путем издания правовых актов в форме указов и  распоряжений, которые в силу ст. 90 ч. 3 Конституции РФ не должны противоречить  Конституции РФ и федеральным законам.    В соответствии с п. 2 ст. 29 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О  гражданстве Российской Федерации" Президент Российской Федерации утверждает положение о  порядке рассмотрения гражданства, которое принято в соответствии с данной нормой Закона  Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325.    В силу ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской  Федерации" под гражданством Российской Федерации понимается устойчивая правовая связь с  Российской Федерацией, выразившаяся в совокупности взаимных прав и обязанностей.    Определение наличия такой устойчивой связи в силу ст. ст. 30, 31 Федерального закона  от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" входит в полномочия  федерального органа, ведающего вопросами внутренних дел, и его территориальных органов, а  также федерального органа исполнительной власти, ведающими вопросами иностранных дел, и  дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, которые  при этом в числе других возложенных настоящей статьей Закона обязанностей: устанавливают  наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской  Федерации; принимают заявления по вопросам гражданства от лиц, проживающих на территории  Российской Федерации; проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по  вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают  дополнительные сведения в соответствующих государственных органах.    В соответствии со ст. 10, 30, 31 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О  гражданстве Российской Федерации" документом, удостоверяющим гражданство Российской  Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ,  содержащий указание на гражданство лица.    Для исполнения обязанностей, указанных в ст. ст. 30, 31 Федерального закона от 31 мая  2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", и в соответствии с этими нормами  Закона в п. 51 оспариваемого Положения предусмотрена возможность совершения действий по  проверке, направленной на установление гражданства Российской Федерации, которая  заканчивается при его подтверждении в соответствии со ст. 52 Положения выдачей  соответствующего документа.    Из этого следует, что нельзя отождествлять определение гражданства в соответствии со  ст. 51 Положения с отменой решения по вопросам гражданства Российской Федерации,  предусмотренных в ст. 22 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве  Российской Федерации" и разделе VII Положения, поскольку в порядке ст. 23 Федерального  закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" производится  отмена решения по вопросам гражданства в прямо предусмотренных законом случаях.    Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят в пределах полномочий и в  соответствии с действующим законодательством.    Как следует из представленных Пестовой О.В. документов и объяснений ее представителя,  в отношении нее решений по вопросам гражданства не принималось, а поэтому органы  внутренних дел при определении гражданства руководствовались ст. 51 Положения.    Доводы Пестовой О.В. о длительном проживании в Российской Федерации и наличии  оснований для его приобретения в упрощенном порядке не могут служить основанием к  удовлетворению заявления, а должны учитываться уполномоченными органами при решении  вопроса о приобретении гражданства Российской Федерации.    Приведенные в заявлении и в выступлении представителя Пестовой О.В. ссылки на  положения ст. ст. 3 - 5, 10, 22 и 42 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О  гражданстве Российской Федерации" указывают на невозможность лишения гражданства, а также  на основания и порядок отмены решений по вопросам гражданства также не могут служить  основаниями к удовлетворению заявления, поскольку не имеют отношения к рассматриваемому  нормативному правовому акту.    Кроме того, оспариваемые положения соответствуют также ст. 42 Федерального закона от  31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", документы, выданные в  соответствии с ранее действовавшим законодательством, сохраняют юридическую силу, если  они оформлены надлежащим образом, и считаются действительными на день вступления в силу  настоящего Федерального закона.    Из этого следует, что выданный Пестовой О.В. с нарушением установленного порядка  вкладыш в паспорт, удостоверяющий гражданство, не может сохранять юридическую силу,  поскольку не оформлен надлежащим образом.    Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят в пределах компетенции,  федеральному законодательству не противоречит, а поэтому в силу части 1 статьи 253  Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявления  следует отказать.    На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ч. 1 ГПК РФ,  Верховный Суд Российской Федерации    
   решил:
   
   заявление Пестовой Ольги Владимировны о признании частично недействующим и не  подлежащим применению п. 51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства  Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 1325 от 14  ноября 2002 года, оставить без удовлетворения.    Решение суда может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской  Федерации в течение 10 дней.    
   Судья Верховного Суда
   Российской Федерации
   А.Н.ЗЕЛЕПУКИН
 
< Пред.   След. >