ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 28 января 2000 г. N 78 О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.01.2003 N 5) В соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3702) Правительство
Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые: а) Положение о федеральной инспекции труда; б) утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 08.01.2003 N 5. 2. Министерству государственного имущества Российской Федерации оформить в
установленном порядке закрепление за Министерством труда и социального развития
Российской Федерации помещений в зданиях, расположенных в г. Москве, в Газетном переулке,
дом 3 (строение 1) и дом 5 (строения 1 и 2), ранее закрепленных за Федеральной инспекцией
труда при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации.
3. Признать утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 12
января 1996 г. N 13 "О дополнительных мерах по обеспечению деятельности Федеральной
инспекции труда при Министерстве труда Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1997, N 43, ст. 4989).
Председатель Правительства Российской Федерации В.ПУТИН Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2000 г. N 78 ПОЛОЖЕНИЕ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА 1. Федеральная инспекция труда - единая федеральная централизованная система
государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением
законодательства Российской Федерации о труде и охране труда всеми организациями и
физическими лицами, на которых это законодательство распространяется.
2. Федеральная инспекция труда в своей деятельности руководствуется Конституцией
Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента
Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации,
а также настоящим Положением.
3. Основной задачей федеральной инспекции труда является осуществление надзора и
контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда в
целях обеспечения защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда.
4. Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с
правоохранительными органами, с федеральными органами исполнительной власти, которым
предоставлено право осуществлять в пределах своих полномочий функции надзора и контроля,
с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного
самоуправления, объединениями работодателей и объединениями профессиональных союзов,
другими государственными и общественными организациями.
5. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской
Федерации о труде и охране труда осуществляют государственные инспекторы труда и иные
должностные лица федеральной инспекции труда.
Деятельностью федеральной инспекции труда руководит заместитель Министра труда и
социального развития Российской Федерации - главный государственный инспектор труда
Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности
Правительством Российской Федерации.
Руководитель Департамента государственного надзора и контроля за соблюдением
законодательства о труде и охране труда Министерства труда и социального развития
Российской Федерации является заместителем главного государственного инспектора труда
Российской Федерации.
Заместители руководителя указанного Департамента являются главным государственным
правовым инспектором труда Российской Федерации и главным государственным инспектором
Российской Федерации по охране труда.
Начальники отделов указанного Департамента и их заместители (по правовым вопросам и по
охране труда) являются главными государственными инспекторами труда.
Руководители государственных инспекций труда являются главными государственными
инспекторами труда по соответствующей территории, а их заместители - заместителями
главного государственного инспектора труда по соответствующей территории (по правовым
вопросам и по охране труда).
Начальники отделов государственных инспекций труда и их заместители (по правовым
вопросам и по охране труда) являются главными государственными инспекторами труда
соответствующих государственных инспекций труда.
6. Государственные инспекции труда в соответствии с возложенными на них задачами
выполняют следующие основные функции:
1) осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства
Российской Федерации о труде и охране труда на соответствующей территории;
2) расследуют в установленном порядке несчастные случаи на производстве, анализируют
их причины и разрабатывают предложения по предупреждению таких случаев;
3) рассматривают в соответствии с законодательством Российской Федерации дела об
административных правонарушениях;
4) информируют соответствующие органы государственной власти и органы местного
самоуправления о фактах нарушения законодательства Российской Федерации о труде и охране
труда;
5) участвуют в работе по правовому воспитанию, распространению знаний по соблюдению
законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;
6) обобщают опыт применения законодательства Российской Федерации о труде и охране
труда;
7) ведут прием граждан, рассматривают заявления, жалобы и иные обращения граждан о
нарушениях их трудовых прав;
8) готовят отчеты о результатах деятельности инспекции. 7. Положение о государственной инспекции труда утверждается Министерством труда и
социального развития Российской Федерации.
8. Департамент государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о
труде и охране труда Министерства труда и социального развития Российской Федерации
наряду с функциями, указанными в пункте 6 настоящего Положения, выполняет следующие
функции:
1) руководит работой и осуществляет контроль за деятельностью государственных
инспекций труда;
2) обеспечивает организационное и методическое руководство деятельностью
государственных инспекций труда, их нормативное и материальное обеспечение;
3) осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
4) анализирует состояние и причины производственного травматизма и профессиональной
заболеваемости и подготавливает предложения по их профилактике;
5) готовит и публикует ежегодные доклады о деятельности федеральной инспекции труда. 9. Государственные инспекторы труда имеют право: 1) беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверения установленного
образца посещать в целях проведения инспекции организации любой организационно - правовой
формы;
2) осуществлять в установленном порядке проверки и расследование причин нарушений
законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;
3) запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц
организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления,
работодателей (их представителей) документы, объяснения, информацию, необходимые для
осуществления своих полномочий;
4) предъявлять работодателям (их представителям) обязательные для исполнения
предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о труде и
охране труда, о восстановлении нарушенных прав граждан с предложениями о привлечении
виновных в этих нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранении их в
установленном порядке от должности;
5) привлекать к административной ответственности в установленном законодательством
Российской Федерации порядке лиц, виновных в нарушении законодательства Российской
Федерации о труде и охране труда;
6) по результатам проверок передавать материалы по фактам нарушений законодательства
Российской Федерации о труде и охране труда в правоохранительные органы о привлечении
виновных лиц к уголовной ответственности, а также предъявлять иски в суд.
10. Государственные инспекторы по охране труда наряду с правами, указанными в пункте 9
настоящего Положения, имеют право:
1) расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве; 2) выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение
производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых
технологий; при проведении предупредительного надзора с целью предотвращения отступлений
от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих его безопасность, выдавать заключения о
возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов;
3) требовать в установленном порядке от работодателя принятия мер по устранению
обнаруженных в ходе проверок нарушений и недостатков в каком-либо сооружении,
оборудовании или в организации труда, которые они имеют основание считать угрожающими
здоровью или безопасности работников;
4) запрещать производство и использование средств индивидуальной и коллективной защиты
работников, не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным
нормативным требованиям по охране труда;
5) изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ
при условии уведомления об этом работодателя (его представителя);
6) приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования при
выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью
работников, до устранения этих нарушений;
7) отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным
методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих
местах и проверку знаний требований охраны труда.
11. Главный государственный инспектор труда Российской Федерации и руководители
государственных инспекций труда наряду с правами, указанными в пунктах 9 и 10 настоящего
Положения, имеют право:
1) приостанавливать деятельность организаций, в которых выявлены нарушения требований
по охране труда, представляющие угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих
нарушений;
2) направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда
требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных
подразделений.
12. Должностные лица, осуществляющие надзор и контроль за соблюдением законодательства
Российской Федерации о труде и охране труда:
при осуществлении своих полномочий независимы от государственных органов и
руководствуются только федеральными законами и Конституцией Российской Федерации;
несут в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за
противоправные действия или бездействие.
Решения должностных лиц могут быть обжалованы соответствующему руководителю по
подчиненности и (или) в судебном порядке.
13. Государственные инспекторы труда имеют удостоверения единого образца, а также
личный штамп (печать) с указанием фамилии и наименования инспекции, которую они
представляют.
Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2000 г. N 78 ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОЛОЖЕНИЕ О РАССЛЕДОВАНИИ И УЧЕТЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ, УТВЕРЖДЕННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 11 МАРТА 1999 Г. N 279 Утратили силу. - Постановление Правительства РФ от 08.01.2003 N 5.
|