Вопрос: Просим разъяснить порядок осуществления лицензирования налоговыми органами
импорта алкогольной продукции. Каковы требования к соискателям на получение генеральной и
разовой лицензий? Должны ли соискатели данных лицензий быть непосредственными импортерами
алкогольной продукции или они могут закупать ее у других импортеров?
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 13 апреля 2005 г. N 03-01-13/2-86 Министерство финансов Российской Федерации по вопросу лицензирования ФНС России
импорта алкогольной продукции считает необходимым сообщить следующее.
Пунктом 2 ст.21 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном
регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции" установлено, что при лицензировании импорта, хранения и поставок алкогольной
продукции одним из условий выдачи лицензии на импорт, хранение и поставки алкогольной
продукции является осуществление соискателем лицензии поставок алкогольной продукции не
менее чем один год (при обороте импортной алкогольной продукции не менее чем 50 тыс. дал
за год в пересчете на абсолютный алкоголь).
Пунктом 3 ст.21 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ предусмотрены разовые
лицензии на импорт, хранение и поставки алкогольной продукции в объеме не более 500 дал в
пересчете на абсолютный алкоголь.
Согласно поступающим обращениям в Министерство финансов Российской Федерации
требования п.2 ст.21 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ трактуются таким образом,
что для получения лицензии на импорт, хранение и поставки алкогольной продукции
(генеральной лицензии на импорт) заявитель может осуществлять оборот импортной
алкогольной продукции, закупаемой как непосредственно по импорту, так и у других
импортеров. В то же время при выдаче разовых лицензий на импорт требования к обороту
трактуются однозначно как закупка непосредственно по импорту.
Отсутствие единообразия в подходах к порядку определения оборота импортируемой
алкогольной продукции в целях лицензирования импорта, хранения и поставок алкогольной
продукции приводит как к неравенству самих участников внешнеторговой деятельности, так и
к сокращению производства отечественной алкогольной продукции.
Согласно ст.4 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного
регулирования внешнеторговой деятельности" основными принципами государственного
регулирования внешнеторговой деятельности являются в том числе защита государством прав и
законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных
интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг, а также равенство и
недискриминация участников внешнеторговой деятельности.
Учитывая вышеизложенное, по мнению Министерства финансов Российской Федерации, при
принятии решения о выдаче лицензии на импорт, хранение и поставки алкогольной продукции,
особенности выдачи которой установлены п.2 ст.21 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-
ФЗ, налоговый орган должен принять меры по получению информации, в том числе от
таможенных органов, подтверждающей импорт соискателем лицензии не менее чем 50 тыс. дал
за год в пересчете на абсолютный алкоголь.
Отсутствие такой информации может служить основанием для отказа в выдаче лицензии, как
несоответствие условиям деятельности и статуса обратившегося лица установленным
лицензионным условиям (п.7 ст.19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ).
Заместитель Министра финансов Российской Федерации С.Д.ШАТАЛОВ 13.04.2005
|