Вопрос: Просим дать разъяснения по следующим вопросам. 1. Могут ли признаваться плательщиками земельного налога собственники жилых и нежилых
помещений в многоквартирном доме, если земельный участок, на котором расположен
многоквартирный дом, сформирован и поставлен на кадастровый учет? Какие документы
являются основанием для взимания земельного налога в этом случае?
2. Согласно ст. 394 НК РФ величина ставки земельного налога в отношении земельных
участков, предоставленных для жилищного строительства, составляет 0,3 процента. Какую
ставку следует применять в отношении земельных участков, приобретенных для жилищного
строительства (в том числе для индивидуального)?
3. На каком основании можно взыскать земельный налог с пользователя земельного участка,
если у него нет правоустанавливающих документов, а земельный участок не поставлен на
кадастровый учет?
4. Существуют ли основания для предоставления налоговыми органами финансовым органам
местных администраций информации о налогоплательщиках земельного налога и налога на
имущество физических лиц?
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 27 июня 2006 г. N 03-06-02-02/84 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики, рассмотрев письмо о применении
отдельных положений гл. 31 "Земельный налог" и получении информации от федеральных
органов исполнительной власти о налогоплательщиках земельного налога и налога на
имущество физических лиц, сообщает.
1. Статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что собственникам
помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее
имущество в многоквартирном доме. Причем в п. 1 данной статьи дано понятие "общее
имущество в многоквартирном доме", которое включает, в частности, и земельный участок, на
котором расположен многоквартирный дом. Границы и размер земельного участка, на котором
расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного
законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный
кодекс) земельный участок как объект земельных отношений - это часть поверхности земли (в
том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
Статьей 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном
кадастре" определено, что государственный кадастровый учет земельных участков - это
описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в
результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют
однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и
экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается
присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие
Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположены
многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества,
который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (далее -
Жилищный кодекс) и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет,
переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в
многоквартирном доме. В случае если земельный участок, на котором расположены
многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества,
не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса, на основании решения общего
собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным
собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного
самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен
многоквартирный дом.
Таким образом, с момента формирования земельного участка и проведения его
государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены
многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества,
переходит в соответствии с действующим законодательством бесплатно в общую долевую
собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Статьей 388 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)
установлено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и
физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве
постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
На основании п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право
собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их
возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином
государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на
недвижимость и сделок с ней.
При этом согласно разъяснениям Минюста России (Письмо от 21.04.2006 N 04/3201-ЕЗ) если
права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента их
регистрации (п. 2 ст. 8, ст. 223 Гражданского кодекса Российской Федерации), то
государственная регистрация этих прав носит правообразующий характер, а в случае, когда
право на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает в
соответствии с федеральным законом не с момента государственной регистрации (например, п.
5 ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской
Федерации"), государственная регистрация носит правоподтверждающий характер.
В соответствии с п. 2 ст. 23 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная
регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на
жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной
регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее
имущество.
Также отмечаем, что Планом основных организационных мероприятий Минюста России на 2006
г. предусмотрено издание акта Минюста России по вопросам государственной регистрации прав
на недвижимое имущество, являющееся общим имуществом многоквартирного дома (в том числе
на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом), в соответствии с
которым подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении
изменений в Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество
и сделок с ним, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.
1998 N 219, которыми предусмотрено, что государственная регистрация прав на общее
имущество в многоквартирном доме, которое включает земельный участок, не требуется. В
этом случае размер доли на право собственности каждого собственника на общее имущество в
многоквартирном доме будет указываться в правообразующих документах на объект недвижимого
имущества (квартиру).
Налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость
земельных участков (ст. 390 Кодекса).
При этом следует иметь в виду, что на основании ст. 392 Кодекса налоговая база в
отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для
каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка,
пропорционально его доле в общей долевой собственности.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме
собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного
помещения (п. 1 ст. 37 Жилищного кодекса).
Учитывая изложенное, в том случае если земельный участок, на котором расположен
многоквартирный дом, сформирован и в отношении него проведен государственный кадастровый
учет, а также имеются правоподтверждающие документы о государственной регистрации данного
земельного участка, а при их отсутствии - документы, подтверждающие право собственности
на жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме (документы о государственной
регистрации прав, правоустанавливающие документы, поименованные в п. 1 ст. 17
Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок
с ним"), то налогоплательщиками земельного налога должны признаваться собственники жилых
и нежилых помещений этого дома. При этом налог должен исчисляться в порядке,
предусмотренном ст. 392 Налогового кодекса.
При отсутствии кадастрового учета земельных участков, на которых расположены
многоквартирные дома, органам государственной власти или органам местного самоуправления
в целях обеспечения полноты поступлений платежей по земельному налогу в бюджеты
муниципальных образований необходимо принять меры по формированию земельных участков под
многоквартирными домами и проведению их кадастрового учета.
2. При применении налоговой ставки в отношении земель, предоставленных (приобретенных)
для жилищного строительства, необходимо учитывать следующее.
Предельная величина налоговой ставки в размере 0,3 процента, установленная пп. 1 п. 1
ст. 394 Кодекса, применяется, в частности, в отношении земельных участков предоставленных
для жилищного строительства (в том числе предоставленных в собственность).
Вместе с тем в соответствии с Земельным кодексом земельные участки могут приобретаться
в собственность, а также предоставляться в собственность физическим и юридическим лицам
из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Статьей 15 Земельного кодекса установлено, что собственностью граждан и юридических
лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и
юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут
быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных
участков, которые в соответствии с Земельным кодексом, федеральными законами не могут
находиться в частной собственности.
На основании ст. 28 Земельного кодекса предоставление земельных участков, находящихся
в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических
лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и
юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным
кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Принимая во внимание указанные положения Земельного кодекса, при исчислении земельного
налога положения ст. 394 Кодекса должны одинаково применяться в отношении земельных
участков, предоставленных или приобретенных для жилищного строительства.
В этой связи предельную величину налоговой ставки земельного налога в размере 0,3
процента следует применять в отношении земельных участков, как предоставленных, так и
приобретенных для жилищного строительства.
Кроме того, аналогичный подход следует применять при реализации положений п. п. 15 и
16 ст. 396 Кодекса, предусматривающих применение повышающих коэффициентов при исчислении
земельного налога.
Вышеизложенная позиция по данному вопросу согласуется с требованиями ст. 3 "Основные
начала законодательства о налогах и сборах" части первой Налогового кодекса.
3. Учитывая положения ст. 387 Кодекса об обязательности уплаты земельного налога и ст.
65 Земельного кодекса о платности использования земли, организации и физические лица,
своевременно не оформившие правоудостоверяющие и правоустанавливающие документы на
фактически используемые земельные участки, договоры аренды и не уплачивающие земельный
налог или арендную плату за землю, должны привлекаться к административной ответственности
за уклонение от регистрации соответствующих прав на недвижимое имущество, предусмотренной,
в частности, ст. 19.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
а также налоговой ответственности, предусмотренной ст. 122 Кодекса. Органы местного
самоуправления, исходя из имеющихся ресурсов (административных, финансовых и т.д.),
должны способствовать таким лицам в ускорении формирования земельных участков и получении
документов о соответствующих правах на земельные участки.
4. Федеральными законами от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации" и от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что территориальные
налоговые органы должны предоставлять финансовым органам субъектов Российской Федерации и
финансовым органам местных администраций информацию о начислении налогов и сборов и об их
уплате.
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.2004 N 410 "О
порядке взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и
органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа
исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов",
выпущенного в рамках реализации вышеупомянутых федеральных законов, начиная с 2005 г.
Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации (далее - УФНС России) направляют
финансовым органам субъектов Российской Федерации информацию о суммах начисленных и
уплаченных налогов и сборов, а также о сложившихся суммах задолженности по налоговым
платежам, администрируемым налоговыми органами.
Финансовым органам местных администраций аналогичная информация направляется с 2006 г. В целях соблюдения положений Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся
сведений, составляющих налоговую тайну (ст. 102), информация, предоставляемая органам
государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления,
не дает возможности идентифицировать конкретного налогоплательщика.
Передача сведений о налогоплательщиках в виде информационного массива и наличие в
данном массиве таких показателей, как код поселения по ОКАТО или коды видов экономической
деятельности (ОКВЭД), КБК, а также кодов, позволяющих отсортировывать полученные данные
по категориям налогоплательщиков, предоставляет органам государственной власти субъектов
Российской Федерации и органам местного самоуправления возможность самостоятельно
выбирать интересующие их сведения, производить соответствующие группировки и анализ, в
том числе и по муниципальным образованиям.
Информационный массив, передаваемый в электронном виде финансовым органам, содержит
сведения о сумме задолженности по видам налогов и сборов, включающие в себя суммы
отсроченной, рассроченной, реструктурированной и приостановленной к взысканию
задолженности.
Состав информации, представляемой налоговыми органами в финансовые органы в
соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2004 N 410,
полностью учитывает требования к предоставлению данных о начисленных и уплаченных суммах
налогов и сборов в бюджет субъекта Российской Федерации и бюджеты муниципальных
образований, предъявляемые Федеральными законами от 06.10.1999 N 184-ФЗ и от 06.10.2003 N
131-ФЗ.
В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации N 410 утвержден
Приказ Минфина России и ФНС России от 25.02.2005 N 28н/САЭ-3-10/58 "Об утверждении
периодичности, сроков и форм представления информации в соответствии с Правилами,
утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2004 N 410".
Согласно ст. 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной
регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в случаях и в порядке,
которые установлены федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства
Российской Федерации, регистрирующий орган бесплатно предоставляет содержащиеся в
государственных реестрах сведения и документы органам государственной власти, в том числе
органам местного самоуправления.
Также обращаем внимание, что согласно п. п. 12 и 13 ст. 396 части второй Кодекса
органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым
периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о
земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389
Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Сведения
представляются по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 23.03.2006 N 47н "Об
утверждении формы "Сведения о земельных участках, расположенных в пределах муниципального
образования" и Рекомендаций по ее заполнению", зарегистрированным Минюстом России 17.04.
2006 (регистрационный номер 7712).
Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики М.А.МОТОРИН 27.06.2006
|