Вопрос: Департамент земельных ресурсов города Москвы просит дать разъяснения по следующим
вопросам.
1. В соответствии с п.1 ст.391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога
определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по
состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Как определяется налоговая
база в случае, если субъектом РФ в установленном порядке в течение налогового периода
утверждаются новые удельные показатели кадастровой стоимости взамен ранее утвержденных?
Является ли это обстоятельство основанием для пересчета кадастровой стоимости земельных
участков и направления соответствующей информации землепользователям и налоговым органам?
2. Из Письма от 21.01.2005 N 03-06-02-02/03 следует, что отсутствие документа,
удостоверяющего права землепользователя на земельный участок, не является основанием для
неуплаты земельного налога. В то же время имеются землепользователи, большая часть
которых сосредоточена в районах многоэтажной жилой застройки, которые не имеют каких-либо
документов, подтверждающих их право пользования земельными участками (частями земельных
участков), но и указанные земельные участки не имеют границ и видов разрешенного
использования (цели использования), утвержденных в установленном порядке, и,
соответственно, кадастровых номеров. Как в таких случаях должна исчисляться налоговая
база?
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 31 марта 2005 г. N 03-06-02-02/21 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу
исчисления земельного налога и сообщает следующее.
1. На основании п.1 ст.391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)
налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого
земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года,
являющегося налоговым периодом.
Согласно п.14 ст.396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой
оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января
календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке,
определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной
власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого
года.
В том случае, если в течение налогового периода утверждаются новые удельные показатели
кадастровой стоимости земельных участков, то определенная на основе этих показателей
кадастровая стоимость будет являться налоговой базой для исчисления земельного налога в
следующем налоговом периоде.
2. В соответствии со ст.388 Кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются
организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности,
праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Пунктом 1 ст.389 Кодекса определено, что объектом налогообложения земельным налогом
признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования
(городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен
налог.
Согласно п.2 ст.6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект
земельных отношений - это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы
которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
Принимая во внимание изложенное, считаем, что в описанном в обращении случае земельные
участки не могут быть признаны объектом налогообложения земельным налогом.
При этом полагаем, что вопрос платного использования данных земельных участков может
быть решен в рамках не налогового, а гражданского законодательства (в рамках заключаемых
договоров аренды).
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И.ИВАНЕЕВ 31.03.2005
|