Вопрос: ОАО просит дать разъяснения по вопросам применения положений гл. 25 НК РФ. 1. Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ налогоплательщику предоставлено право
самостоятельно определять порядок распределения прямых расходов. При этом применяемый
налогоплательщиком порядок должен быть установлен в учетной политике для целей
налогообложения и подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов.
В течение 2004 г. распределение прямых расходов и формирование стоимости приобретения
товаров производились в соответствии с требованиями действовавшего в 2004 г. налогового
законодательства. ОАО в 2005 г. применяет аналогичные порядок распределения прямых
расходов и порядок формирования стоимости приобретения товаров. После вступления в силу
Федерального закона N 58-ФЗ необходимые изменения были внесены ОАО в Положение об учетной
политике для целей налогообложения на 2005 г. Данными изменениями предусмотрено, что в
течение 2005 г. распределение прямых расходов и формирование стоимости приобретения
товаров осуществляются ОАО в порядке, применявшемся до внесения Федеральным законом N 58-
ФЗ изменений в НК РФ.
Таким образом, в течение 2004 и 2005 гг., т.е. в течение двух налоговых периодов, ОАО
применялся одинаковый порядок распределения прямых расходов, а также одинаковый порядок
формирования стоимости приобретения товаров.
Вправе ли ОАО установить в Положении об учетной политике для целей налогообложения на
2006 г. новый порядок распределения прямых расходов, а также новый порядок формирования
стоимости приобретения товаров?
2. Начиная с 2006 г. налогоплательщики на основании п. 2 ст. 254 НК РФ вправе
признавать в качестве материальных расходов, учитываемых при налогообложении прибыли,
стоимость товарно-материальных ценностей в виде излишков, определенную как сумму налога,
исчисленного с дохода, предусмотренного п. п. 13 и 20 ст. 250 НК РФ.
В каком налоговом периоде ОАО вправе признавать указанные расходы: - по мере отпуска товарно-материальных ценностей в производство; - по мере отпуска в производство, но не ранее следующего отчетного (налогового)
периода после исчисления налога на прибыль организаций с данного дохода?
3. Вправе ли налогоплательщик уменьшить доходы от реализации имущества, выявленного в
ходе инвентаризации, а также доходы от реализации имущества, полученного при демонтаже
или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, на стоимость данного имущества,
определенную как сумму налога на прибыль, исчисленного в соответствии с п. п. 13 и 20 ст.
250 НК РФ?
4. Подлежат ли амортизации объекты основных средств, выявленные в результате
инвентаризации, и каким образом определяется их первоначальная стоимость? В каком порядке
определяется стоимость объектов основных средств, при ремонте которых использованы
товарно-материальные ценности, выявленные при инвентаризации, а также полученные при
демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств?
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 20 января 2006 г. N 03-03-04/1/53 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросам,
поставленным в нем, сообщает следующее.
1. Федеральный закон от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую
Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты
Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон N 58-ФЗ) внес
изменения в ст. 318 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), которые
вступили в силу с 15.07.2005 и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января
2005 г.
Так, согласно п. 1 ст. 318 Кодекса для целей гл. 25 Кодекса расходы на производство и
реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на:
1) прямые; 2) косвенные. К прямым расходам могут быть отнесены, в частности: материальные затраты, определяемые в соответствии с пп. 1 и 4 п. 1 ст. 254 Кодекса; расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров,
выполнения работ, оказания услуг, а также суммы единого социального налога и расходы на
обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной
части трудовой пенсии, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;
суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве
товаров, работ, услуг.
Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей
налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением
работ, оказанием услуг).
Таким образом, перечень прямых расходов, установленных п. 1 ст. 318 Кодекса, является
приблизительным. Причем налогоплательщик вправе установить в своей учетной политике иной
состав прямых расходов, отличный от предлагаемого Кодексом.
Статья 313 Кодекса содержит положение, согласно которому изменение порядка учета
отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется
налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых
методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения
при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а
при изменении законодательства о налогах и сборах - не ранее чем с момента вступления в
силу изменений норм указанного законодательства.
Таким образом, налогоплательщик мог с 15 июля 2005 г. внести изменения в учетную
политику для целей налогообложения на 2005 - 2006 гг., в которой мог установить перечень
расходов, относимых к прямым, отличный от того, который предлагается ст. 318 Кодекса.
Однако следует учитывать п. 1 ст. 319 Кодекса, согласно которому порядок распределения
прямых расходов (формирования стоимости НЗП) устанавливается налогоплательщиком в учетной
политике для целей налогообложения и подлежит применению в течение не менее двух
налоговых периодов.
Таким образом, в том случае, если налогоплательщик принял решение о неизменности
учетной политики в 2005 г. в части деления затрат на прямые и косвенные, то, учитывая
положения ст. 313 Кодекса, он вправе пересмотреть эту часть учетной политики и установить
на период 2006 - 2007 гг. новый порядок распределения прямых расходов.
2. Согласно п. 2 ст. 254 Кодекса (в ред. Федерального закона N 58-ФЗ) с 1 января 2006
г. стоимость материально-производственных запасов в виде излишков, выявленных в ходе
инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из
эксплуатации основных средств, определяется как сумма налога, исчисленная с дохода,
предусмотренного п. п. 13 и 20 ч. 2 ст. 250 Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 272 Кодекса материальные расходы в виде сырья и материалов,
приходящихся на произведенные товары (работы, услуги), признаются в налоговом учете на
дату передачи их в производство.
Таким образом, материально-производственные запасы в виде излишков, выявленных в ходе
инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из
эксплуатации основных средств, с 1 января 2006 г. признаются в составе расходов,
уменьшающих полученные доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль
организаций, на дату передачи их в производство.
3. В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 268 Кодекса (в ред. Федерального закона N 58-ФЗ)
при реализации прочего имущества (за исключением ценных бумаг, продукции собственного
производства, покупных товаров) налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких
операций на стоимость реализованных товаров и (или) имущественных прав, определяемую как
цена приобретения (создания) этого имущества. Данное положение в представленной редакции
распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.
При этом, как отмечалось выше, согласно п. 2 ст. 254 Кодекса (в ред. Федерального
закона N 58-ФЗ) с 1 января 2006 г. стоимость материально-производственных запасов в виде
излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже
или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, определяется как сумма налога,
исчисленная с дохода, предусмотренного п. п. 13 и 20 ч. 2 ст. 250 Кодекса.
Таким образом, с 1 января 2006 г. при реализации материально-производственных запасов
в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при
демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, доходы от такой
реализации налогоплательщик вправе уменьшить на стоимость этого имущества, определяемую в
соответствии с п. 2 ст. 254 Кодекса (в ред. Федерального закона N 58-ФЗ).
4. Порядок определения стоимости амортизируемого имущества изложен в ст. 257 Кодекса. Пункт 1 ст. 257 Кодекса определяет, что первоначальная стоимость основного средства
определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство
получено налогоплательщиком безвозмездно, - как сумма, в которую оценено такое имущество
в соответствии с п. 8 ст. 250 настоящего Кодекса), сооружение, изготовление, доставку и
доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога
на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных Кодексом.
Применение положений п. 2 ст. 254 Кодекса (в ред. Федерального закона N 58-ФЗ) при
определении первоначальной стоимости основного средства, выявленного в ходе
инвентаризации, неправомерно.
В том случае, если товарно-материальные ценности, выявленные при инвентаризации, а
также полученные при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств,
впоследствии используются при ремонте основных средств, то стоимость основных средств
увеличивается на стоимость этих товарно-материальных ценностей, определяемую в
соответствии с п. 2 ст. 254 Кодекса (в ред. Федерального закона N 58-ФЗ).
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И.ИВАНЕЕВ 20.01.2006
|