Вопрос: Лизинговая компания просит дать разъяснения по следующим вопросам. 1. Признается ли предмет лизинга основным средством при определении налоговой базы по
налогу на имущество?
2. Каковы условия сопоставимости долговых обязательств в целях учета процентов по
полученным кредитам в качестве расходов при исчислении налоговой базы по налогу на
прибыль?
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 7 июня 2006 г. N 03-06-01-04/130 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросам,
входящим в компетенцию Департамента, сообщает следующее.
В соответствии со ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)
объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое
имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение
или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на
балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком
ведения бухгалтерского учета.
Поэтому движимое и недвижимое имущество организации признается объектом
налогообложения для целей исчисления и уплаты налога на имущество организаций с момента
принятия его к бухгалтерскому учету в качестве основных средств.
В соответствии с Федеральным законом "О финансовой аренде (лизинге)" лизингодатель
приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет
его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный
срок и на определенных условиях во временное владение и пользование. При этом по договору
лизинга лизингополучатель обязуется по окончании срока действия договора лизинга
возвратить предмет лизинга, если иное не предусмотрено указанным договором лизинга, или
приобрести предмет лизинга в собственность на основании договора купли-продажи.
Таким образом, в отношении имущества, приобретенного лизинговой компанией (фирмой) как
лизингодателем в собственность в ходе реализации договора лизинга, при приобретении
одновременно выполняются следующие условия:
а) имущество предназначено для использования в качестве предмета лизинга, то есть для
предоставления за плату во временное владение и пользование;
б) имущество предназначено для использования лизинговой компанией (фирмой) в целях,
указанных в пп. "а" настоящего письма, в течение определенного времени, длительность
которого зависит от предполагаемого срока использования объекта в качестве предмета
лизинга, ожидаемого физического износа объекта, нормативно-правовых и других ограничений;
в) лизинговая компания (фирма) не предполагает последующую перепродажу данного
имущества, то есть продажу, следующую за принятием объекта к бухгалтерскому учету, в
течение срока, в который данный объект предполагается использовать в качестве предмета
лизинга;
г) имущество способно приносить лизинговой компании (фирме) экономические выгоды
(доход лизингодателя) в будущем.
Поскольку в отношении указанного имущества одновременно выполняются названные условия,
то в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01,
утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н, оно
подлежит принятию лизинговой компанией (фирмой) к бухгалтерскому учету в качестве
основных средств.
Таким образом, начиная с 2006 г. (то есть с расчетов за первый квартал 2006 г.)
основные средства, отраженные в бухгалтерской отчетности на счете бухгалтерского учета 03
"Доходные вложения в материальные ценности" (включая принятые к бухгалтерскому учету до
2006 г.), подлежат налогообложению налогом на имущество организаций в общеустановленном
порядке.
В соответствии с п. 1 ст. 269 Кодекса в целях налогообложения прибыли под долговыми
обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские
вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления.
При этом расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого
вида при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству
процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым
обязательствам, выданным в том же квартале (месяце - для налогоплательщиков, перешедших
на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на
сопоставимых условиях. Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях,
понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых
объемах, под аналогичные обеспечения. При определении среднего уровня процентов по
межбанковским кредитам принимается во внимание информация только о межбанковских кредитах.
Данное положение применяется также к процентам в виде дисконта, который образуется у
векселедателя как разница между ценой обратной покупки (погашения) и ценой продажи
векселя.
Таким образом, на основании изложенного под долговыми обязательствами, выданными на
сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, отвечающие одновременно
следующим критериям:
- выданы в одинаковой валюте; - выданы на те же сроки; - выданы под аналогичные обеспечения; - выданы в сопоставимых объемах. Указанные критерии сопоставимости долговых обязательств могут учитывать спрос и
предложение на них по месту проведения операций на территории Российской Федерации или за
пределами Российской Федерации. Долговые обязательства, соответствующие всем критериям
сопоставимости, но принятые от разных категорий кредиторов - физических лиц или
юридических лиц - считаются несопоставимыми.
Порядок определения сопоставимости по названным критериям (за исключением критерия по
валюте) определяется в учетной политике предприятия, заявленной до начала налогового
периода, исходя из принципа существенности и обычаев делового оборота.
Изменение хотя бы одного из критериев сопоставимости долговых обязательств,
установленных п. 1 ст. 269 Кодекса (изменение срока предоставления займа более чем на 10
процентов, изменение объемов займа и т.д.), ведет к признанию долговых обязательств для
целей налогообложения несопоставимыми.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И.ИВАНЕЕВ 07.06.2006
|