Вопрос: Медицинская страховая компания (ЗАО), занимающаяся обязательным медицинским
страхованием, просит дать разъяснения по следующим вопросам.
1. Должны ли включаться в состав расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль,
отчисления в страховые резервы по обязательному медицинскому страхованию в части
пополнения резервов за счет доходов от размещения средств страховых резервов, доходов от
предъявления штрафных санкций к лечебно-профилактическим учреждениям (далее - ЛПУ) и
доходов, начисленных по решению суда?
2. Начиная с 2005 г. территориальный фонд ОМС перечисляет страховой компании в
качестве целевого финансирования средства, поступающие в фонд из бюджета г. Москвы в
части страховых платежей на ОМС неработающего населения города.
Согласно договору о финансировании, заключенному с территориальным фондом ОМС,
страховая компания безвозмездно осуществляет целевые перечисления финансовых средств ОМС,
в том числе дотаций, доплат и других средств ОМС, выделяемых в установленном порядке в
медицинские учреждения, участвующие в реализации программы ОМС.
На каких счетах бухгалтерского учета страховая компания должна отражать данные
средства при их поступлении, а также при перечислении в ЛПУ?
3. На основании договора о финансировании, заключенного страховой организацией с
территориальным фондом ОМС, либо на основании распорядительного документа фонда фонд
уменьшает финансирование ЛПУ на сумму его кредиторской задолженности перед фондом
(нецелевого использования средств ЛПУ, выявленного фондом при проверке медицинского
учреждения, и др.). Страховая компания обязана удержать указанную сумму из расчета по
счетам-фактурам с ЛПУ, о чем указывается в договоре на предоставление лечебно-
профилактической помощи, заключенном страховой компанией с ЛПУ.
ЗАО просит разъяснить, каким образом отражать указанные операции на счетах
бухгалтерского учета, а также сопроводить разъяснения бухгалтерскими проводками.
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 16 сентября 2005 г. N 03-03-04/3/8 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики совместно с Федеральной службой
страхового надзора рассмотрел письмо и по поставленным вопросам сообщает следующее.
В целях гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)
налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за
исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях,
предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком,
при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на
получение дохода.
Согласно п. 2 ст. 294.1 Кодекса к расходам страховых организаций, осуществляющих
обязательное медицинское страхование, кроме расходов, предусмотренных ст. ст. 254 - 269
Кодекса, относятся также расходы, понесенные указанными организациями при осуществлении
страховой деятельности по обязательному медицинскому страхованию, в том числе суммы
отчислений в страховые резервы (резерв оплаты медицинских услуг, запасной резерв, резерв
финансирования предупредительных мероприятий).
Учитывая вышеизложенное, расходы страховых медицинских организаций, осуществляющих ОМС
в виде отчисления в страховые резервы по обязательному медицинскому страхованию по
нормативам, установленным Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и
территориальным фондом обязательного медицинского страхования, признаются для целей
налогообложения прибыли.
В соответствии с договором о финансировании обязательного медицинского страхования,
заключенным между территориальным фондом обязательного медицинского страхования (далее -
фонд) и страховой медицинской организацией, фонд перечисляет страховой организации
страховые платежи по обязательному медицинскому страхованию, источниками которых является
единый социальный налог и бюджет г. Москвы в части страховых платежей на ОМС
неработающего населения.
Страховая организация в соответствии с этим договором осуществляет целевые
перечисления финансовых средств обязательного медицинского страхования медицинским
учреждениям (платежей на ОМС неработающего населения для направления в фонд оплаты труда).
Исходя из изложенного средства, полученные от фонда на финансирование обязательного
медицинского страхования, должны учитываться на счете 92 "Страховые премии (взносы)", а
использование этих средств (перечисление лечебным учреждениям) на счете 22 "Выплаты по
договорам страхования, сострахования и перестрахования".
Однако, учитывая специфику расчетов по средствам на ОМС за неработающее население,
которые целевым образом перечисляются в медицинские учреждения, включение их в базу для
расчета резервов, в том числе резервов предупредительных мероприятий, необоснованно.
При отражении на счетах бухгалтерского учета операций, описанных в п. 3 письма,
необходимо руководствоваться Особенностями применения страховыми организациями Плана
счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции
по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 04.09.2001 N 69н.
При этом обращаем внимание, что на счете 92 "Страховые премии (взносы)" должны быть
отражены фактически причитающиеся (полученные) от фонда платежи, а на счете 22 "Выплаты
по договорам страхования" средства, фактически перечисленные лечебным учреждениям.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И.ИВАНЕЕВ 16.09.2005
|