Вопрос: Организация в 2006 г. в рекламных целях проводит стимулирующую лотерею. По какой
ставке НДФЛ облагаются выигрыши, полученные физическими лицами - победителями
стимулирующей лотереи? Обязана ли организация представлять в налоговые органы сведения по
всем выигрышам физических лиц? Вправе ли она не подавать сведения о выигрышах в суммах,
не превышающих 4000 руб.?
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 29 августа 2006 г. N 03-05-01-04/253 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ЗАО и сообщает
следующее.
1. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-Ф3 "О рекламе"
рекламой является распространяемая в любой форме с помощью любых средств информация о
физическом или юридическом лице, товарах, идеях, начинаниях (рекламная информация),
которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или
поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и
способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
Как указывается в рассматриваемом письме, организуемая стимулирующая лотерея
проводится в рекламных целях. В связи с этим, а также принимая во внимание вышеуказанное
определение понятия "реклама", по нашему мнению, проводимая стимулирующая лотерея
является формой рекламной акции, то есть мероприятием, проводимом в целях рекламы товаров,
работ или услуг.
Статьей 224 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что
стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других
мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров,
указанных в п. 28 ст. 217 Кодекса, подлежит налогообложению налогом на доходы физических
лиц по ставке в размере 35 процентов.
Таким образом, доход, полученный физическим лицом от участия в стимулирующей лотерее,
являющейся мероприятием, проводимым в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части
превышения размеров, указанных в п. 28 ст. 217 Кодекса, подлежит налогообложению налогом
на доходы физических лиц по ставке в размере 35 процентов.
2. Согласно ст. 24 Кодекса налоговыми агентами признаются лица, на которых в
соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у
налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
Согласно пп. 2 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-Ф3 "О лотереях"
стимулирующая лотерея представляет собой лотерею, право на участие в которой не связано с
внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи.
Таким образом, стимулирующая лотерея не является игрой, основанной на риске, и к доходам
от участия в ней не могут применяться положения пп. 5 п. 1 ст. 228 Кодекса о
самостоятельном декларировании указанного дохода физическими лицами. Исчисление,
удержание и уплата налога на доходы физических лиц в рассматриваемом случае
осуществляется организацией - налоговым агентом.
В соответствии с п. 28 ст. 217 Кодекса не подлежат налогообложению налогом на доходы
физических лиц доходы, не превышающие 4000 руб., полученные налогоплательщиком за
налоговый период в виде любых выигрышей и призов в проводимых конкурсах, играх и других
мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг).
Таким образом, при получении физическими лицами от организации указанного дохода, не
превышающего 4000 руб., организация не признается налоговым агентом, поскольку в таких
случаях на организацию не возлагается обязанность исчисления, удержания у
налогоплательщика и перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц.
Соответственно, организация не обязана предоставлять в налоговые органы сведения о
таких доходах, полученных физическими лицами.
При этом организация должна вести персонифицированный учет физических лиц, получивших
указанные выигрыши и призы. В случае если сумма выплаченного одному и тому же физическому
лицу выигрыша превысит в налоговом периоде 4000 руб., организация будет признана
налоговым агентом и соответственно на нее будут возложены обязанности, предусмотренные
для налоговых агентов ст. 226 Кодекса.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И.ИВАНЕЕВ 29.08.2006
|