Вопрос: Просим разъяснить следующую ситуацию. В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с
ограниченной ответственностью" если номинальная стоимость (увеличение номинальной
стоимости) доли участника общества в уставном капитале общества, оплачиваемой неденежным
вкладом, составляет более двухсот минимальных размеров оплаты труда, установленных
федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации
общества или соответствующих изменений в уставе общества, такой вклад должен оцениваться
независимым оценщиком.
Пунктом 3 ст. 34 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"
также предусмотрено, что при оплате акций неденежными средствами для определения рыночной
стоимости такого имущества должен привлекаться независимый оценщик.
К какому моменту должны быть совершены указанные действия? Необходимо ли вместе с заявлением о государственной регистрации создаваемого
юридического лица представлять в налоговый орган заключение оценщика?
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 29 мая 2006 г. N 03-01-10/2-119 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение и сообщает
следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной
регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственной
регистрацией юридических лиц являются акты уполномоченного федерального органа
исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры
сведений, в том числе о создании юридических лиц.
Порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании регламентирован гл.
4 данного Федерального закона. Состав документов, представляемых при государственной
регистрации создаваемого юридического лица, поименован в ст. 12 указанного Федерального
закона, согласно п. "а" данной статьи которого в рамках названной процедуры
государственной регистрации в регистрирующий орган представляется, в частности,
подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной
Правительством Российской Федерации.
На основании положений п. "а" ст. 12 названного Федерального закона при представлении
заявления в регистрирующий орган заявителем подтверждается, что: 1) - представленные
учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской
Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-
правовой формы, 2) - содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных
для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации
сведения достоверны, 3) - при создании юридического лица соблюден установленный для
юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе
оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на
момент государственной регистрации, и 4) - в установленных законом случаях вопросы
создания юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и
(или) органами местного самоуправления.
Данные нормы содержатся и в разд. 12 Заявления о государственной регистрации
юридического лица при создании (форма N Р11001), утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439, которым установлены формы и
требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации
юридических лиц. Соблюдение указанных норм, в том числе в части соблюдения установленного
для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядка их учреждения,
подтверждается подписью заявителя.
Таким образом, учитывая, что приведенные нормы Федерального закона "О государственной
регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", рассматриваемые во
взаимосвязи с заявительным порядком государственной регистрации, свидетельствуют об
ответственности заявителя в отношении представляемых для государственной регистрации
сведений, порядок учреждения юридического лица, наряду с иными особенностями,
подтверждается заявителем в соответствии с требованиями действующего законодательства
Российской Федерации.
В этой связи при необходимости осуществления определенных действий третьим лицом в
предусмотренных законодательством случаях (например, по оценке имущественных вкладов,
вносимых в уставный капитал общества, или по оценке имущества, вносимого в оплату акций
при учреждении общества) такие действия должны быть совершены к моменту подачи заявителем
документов в регистрирующий (налоговый) орган.
Следует учитывать, что на основании п. 4 ст. 9 Федерального закона "О государственной
регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в регистрирующий орган
представляются только те документы, которые установлены данным Федеральным законом. При
этом независимо от наличия обязанности по выполнению в установленном порядке
предшествующих государственной регистрации необходимых процедур (например, по оценке
имущества независимым оценщиком) требований о представлении в регистрирующий орган
документов, подтверждающих осуществление данных операций, не установлено.
Одновременно сообщаем, что за представление недостоверных сведений для включения их в
государственные реестры, а также документов, содержащих заведомо ложные сведения,
предусмотрена ответственность, установленная ст. 14.25 Кодекса Российской Федерации об
административных нарушениях. Кроме того, регистрирующий орган вправе обратиться в суд с
требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого
юридического лица грубых нарушений закона (ст. 25 указанного выше Федерального закона).
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И.ИВАНЕЕВ 29.05.2006
|