ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕШЕНИЕ от 2 октября 2002 г. N ГКПИ 02-734 Именем Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации в составе: председательствующего - судьи Верховного Суда РФ Романенкова Н.С., при секретаре Терентьевой С.В., с участием прокурора Масаловой Л.Ф. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Локтина Сергея
Ивановича о признании недействительным подпункта "м" пункта 2 Перечня отдельных категорий
организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в
том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг),
которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут
осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин,
утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30
июля 1993 г. N 745 (в редакции Постановления Правительства РФ от 02.12.2000 N 917),
установил: Локтин С.И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании
недействительной формулировки "...кроме металлолома" подпункта "м" пункта 2 Перечня
отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других
обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае
осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей
деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с
населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержденного Постановлением Совета
Министров - Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. N 745, с изменениями и
дополнениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 917.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что положения оспариваемого
нормативного правового акта не соответствуют Закону РФ "О применении контрольно-кассовых
машин при осуществлении денежных расчетов с населением" и ущемляют его права на ведение
лицензионной деятельности по приему металлолома.
Заявитель Локтин С.И. о дне слушания дела извещен, в суд не явился. Представитель
заявителя Локтин Р.Е. поддержал в суде заявленные требования, уточнив, что заявителем
оспаривается в целом подпункт "м" пункта 2 Перечня, т.к. сферой применения Закона РФ "О
применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением"
являются денежные расчеты с участием граждан, покупающих товары либо заказывающих услуги,
независимо от того, в каких целях граждане совершают покупки, заказывают услуги.
Прием от населения стеклопосуды, утильсырья, металлолома не является услугой и
находится вне сферы регулирования данного Закона, прием от населения металлолома без
применения контрольно-кассовых машин не содержит состава правонарушения, предусмотренного
ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представители заинтересованного лица Правительства РФ Киракозов Р.С. и Васильев В.А.
возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили в суде, что оспариваемый
нормативный правовой акт издан в пределах компетенции Правительства РФ, соответствует
действующему законодательству и не нарушает прав и охраняемых законом интересов граждан и
юридических лиц.
Выслушав объяснения представителя заявителя Локтина Р.Е., представителей
заинтересованного лица Правительства РФ Киракозова Р.С., Васильева В.А., исследовав
материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф.,
полагавшей, что заявление подлежит удовлетворению частично, Верховный Суд Российской
Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ст. 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не
соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и
охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом
недействительным.
Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации"
предусматривает возможность обжалования в суд актов Правительства Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г.
N 745 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.10.1995 N 1028, от 06.01.1997 N 11,
от 19.12.1997 N 1607, от 07.08.1998 N 904, от 03.09.1998 N 1027, от 21.11.1998 N 1364, от
07.01.1999 N 24, от 02.12.2000 N 917) утвержден Перечень отдельных категорий организаций,
предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе
физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг),
которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут
осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин.
В соответствии с подпунктом "м" пункта 2 Перечня организации, предприятия, учреждения,
их филиалы и другие обособленные подразделения (в том числе физические лица,
осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) в
части осуществления приема от населения стеклопосуды и утильсырья, кроме металлолома,
могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин.
В соответствии со статьей 1 Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением" денежные расчеты с населением при
осуществлении торговых операций или оказания услуг на территории Российской Федерации
производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае
осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организациями, учреждениями, их
филиалами и другими обособленными подразделениями с обязательным применением контрольно-
кассовых машин.
В целях упорядочения приема и учета наличных денежных средств, поступающих от
населения в качестве платы за товары и услуги, обеспечения полного и своевременного сбора
налоговых платежей и их поступления в бюджеты всех уровней, а также обеспечения защиты
прав потребителей обязательное применение предприятиями, учреждениями и организациями
всех форм собственности контрольно-кассовых машин для учета наличных денежных средств при
осуществлении расчетов с населением предусмотрено также Указом Президента Российской
Федерации "Об обязательном применении контрольно-кассовых машин предприятиями,
учреждениями и организациями всех форм собственности при осуществлении расчетов с
населением" от 16 февраля 1993 г. (в редакции Указа Президента РФ от 25.07.2000 N 1358).
Из объяснений представителей лиц, участвующих в деле, следует, что прием металлолома
представляет собой осуществление предпринимательской деятельности, при которой
юридическое лицо или индивидуальный предприниматель осуществляет прием металлолома у
физического лица за определенную плату.
Законодательство, регулирующее вопросы применения контрольно-кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением, не ставит обязанность предпринимателя
применять контрольно-кассовые машины для учета наличных денежных средств при
осуществлении расчетов с населением только в зависимости от договоров, предусмотренных
Гражданским кодексом РФ.
В силу ст. 421 Гражданского кодекса РФ стороны могут заключить договор, как
предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
При таких обстоятельствах суд считает несостоятельными ссылки представителя Локтина Р.
Е. на нормы гражданского законодательства (ст. 454 ГК РФ договор купли-продажи и ст. 779
ГК РФ договор возмездного оказания услуг).
Закон РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с
населением не регулирует договорные отношения между сдатчиком металлолома и приемщиком, а
содержит императивную норму, адресованную предпринимателю, применять контрольно-кассовые
машины, если при осуществлении торговых операций или оказании услуг осуществляются
денежные расчеты с населением.
Следовательно, все денежные расчеты с населением при оказании услуг организациями,
предприятиями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями (в том
числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица), в том числе по приему от населения металлолома, на
территории Российской Федерации осуществляются с обязательным применением контрольно-
кассовых машин.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена
административная ответственность в области предпринимательской деятельности при продаже
товаров, выполнении работ либо оказании услуг в организациях торговли либо в иных
организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы или оказывающих
услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных
предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых
машин (статья 14.5).
Как разъяснено в пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации от 4 августа 1999 г. N 10 "О некоторых вопросах практики применения Закона
Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных
расчетов с населением", исходя из смысла Закона, сферой его регулирования являются
денежные расчеты с участием граждан, покупающих товары либо заказывающих услуги,
независимо от того, в каких целях граждане совершают покупки (заказывают услуги).
Представитель Правительства РФ Васильев В.А. пояснил в суде, что если предприятие или
предприниматель без образования юридического лица осуществляет единственный тип услуг по
приему металлолома, связанный с выдачей клиенту денег за сданный металлолом, то в этом
случае могут использоваться любые модели контрольно-кассовых машин, включенные в
Государственный реестр контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской
Федерации, и разрешенные Государственной межведомственной экспертной комиссией по
контрольно-кассовым машинам для применения. Модели ККМ, включенные в государственный
реестр, для сферы услуг имеют функции как продажи, при которой деньги поступают в ККМ,
так и покупки, при которой деньги расходуются из ККМ.
С учетом изложенного суд считает необоснованными доводы заявителя о том, что вне сферы
регулирования Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении
денежных расчетов с населением" находятся отношения по осуществлению предпринимательской
деятельности при осуществлении торговых операций или оказания услуг по приему от
населения стеклопосуды, утильсырья, металлолома.
В силу абзаца 2 статьи 1 Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением", Совет Министров - Правительство Российской
Федерации по согласованию с Верховным Советом Российской Федерации утверждает Перечень
отдельных категорий предприятий, которые, в силу специфики своей деятельности либо
особенностей местонахождения, могут осуществлять денежные расчеты с населением без
применения контрольно-кассовых машин.
Во исполнение Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением" и Указа Президента Российской Федерации от
16 февраля 1993 г. N 224 "Об обязательном применении контрольно-кассовых машин
предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при осуществлении
расчетов с населением" Советом Министров - Правительством Российской Федерации утвержден
Перечень отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других
обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае
осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые, в силу специфики своей
деятельности либо особенностей местонахождения, могут осуществлять денежные расчеты с
населением без применения контрольно-кассовых машин.
Согласно подпункту "м" пункта 2 данного Перечня организации, предприятия, учреждения,
их филиалы и другие обособленные подразделения (в том числе физические лица,
осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) при
приеме от населения стеклопосуды и утильсырья могут осуществлять денежные расчеты с
населением без применения контрольно-кассовых машин.
Заявитель Локтин С.И. зарегистрирован в качестве предпринимателя без образования
юридического лица, осуществляет прием металлолома, поэтому включение в Перечень услуг по
приему от населения стеклопосуды и утильсырья без применения контрольно-кассовых машин не
нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя.
Учитывая, что положения оспариваемого нормативного правового акта соответствуют
действующему законодательству, изданы в пределах полномочий органа государственной власти
и не нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы юридических лиц, а также
физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, заявление Локтина С.И. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192, 197, 239.7 ГПК РСФСР,
Верховный Суд Российской Федерации
решил: заявление Локтина Сергея Ивановича о признании недействительным подпункта "м" пункта 2
Перечня отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других
обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае
осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей
деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с
населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержденного Постановлением Совета
Министров - Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. N 745 (в редакции
Постановления Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 917), - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного
Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной
форме.
|